Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Елецких О.Б.
судей Горбуновой О.А., Степанова П.В.,
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Мишкина Д.А. на решение Пермского районного суда Пермского края от 28 февраля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Мишкина Д.А. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа от 09.01.2014 года N 14 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ** , расположенного по адресу: **** , площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием для туристско-рекреационной деятельности, не связанной со строительством незаконным, обязании в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, обязании в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ** подготовить проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка отказать".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения представителя заявителя Мишкиной О.О., представителя заинтересованного лица Мишуринских Я. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Письмом Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 09 января 2014 года Мишкину Д.А. отказано в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером ** , расположенного по адресу: **** , площадью 1000 кв.м. для целей туристско-рекреационной деятельности, не связанной со строительством, в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что туристско-рекреационная деятельность подразумевает строительство объектов недвижимости, в связи с чем земельный участок подлежит предоставлению в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации через проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Мишкин Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного отказа, понуждении предоставить указанный земельный участок в собственность, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, считая основания для отказа не основанными на законе, поскольку на землях рекреационного назначения имеется возможность не осуществлять строительство объектов недвижимости.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе заявитель Мишкин Д.А., приводя доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Считает необоснованной ссылку суда на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка имеются установленные законодательством ограничения, не позволяющие его использовать для заявленной цели, поскольку отказ Комитета не был мотивирован указанными обстоятельствами, а также в связи с тем, что такие ограничения в отношении испрашиваемого участка не установлены. Считает также нарушенным порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, поскольку Комитет не исполнил установленной пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду при наличии составленного по согласованию с Комитетом за счет заявителя межевого плана участка.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя Мишкина О.О. настаивала на отмене решения по изложенным в апелляционной жалобе основаниям, представитель заинтересованного лица Мишуринских Я.А. возражала против отмены решения по изложенным в отзыве доводам.
Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Признавая отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении Мишкину Д.А. земельного участка правомерным и отказывая Мишкину Д. А. в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего земельного законодательства, правил землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта, генпланом Хохловского сельского поселения предусмотрен такой вид разрешенного пользования как земельный участок для зоны объектов отдыха и туризма. Соответственно земельный участок, расположенный в зоне, предусматривающей застройку, не может быть предоставлен в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Коллегия считает возможным в данном случае согласиться с выводами суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации для отдыха граждан и туризма используются земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Вопросы предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулированы статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой обязанность обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Во исполнение данной обязанности указанные органы должны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Таким образом, вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в собственности или в ведении органов местного самоуправления, определение критериев предоставления таких земельных участков в целях, не связанных со строительством, отнесены законодателем к ведению соответствующего органа местного самоуправления.
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 25 декабря 2009 года N 29 утверждено Положение о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанным Положением (пункт 1.8) установлены критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством: соответствие цели использования испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем, видам разрешенного использования, а также территориальной зоне, определенной градостроительной документацией; соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с градостроительной документацией.
В соответствии с кадастровым паспортом испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1000 кв.м., его разрешенное использование - для туристско-рекреационной деятельности, категория земель - земли населенных пунктов. Согласно генеральному плану испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов отдыха и туризма.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок находится, и это не оспаривается участниками процесса, в территориальной зоне, не исключающей возможность строительства объектов недвижимости. Несоответствие цели использования испрашиваемого земельного участка, указанной заявителем, видам разрешенного использования, а также территориальной зоне, в силу пункта 1.8 Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, не отвечает критериям предоставления таких земельных участков. Сама по себе возможность строительства на испрашиваемом земельном участке, таким образом, дала органу местного самоуправления основание поставить вопрос о предоставлении такого участка для строительства, что, в свою очередь, осуществляется в ином порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
С учетом установленных пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основных принципов земельного законодательства, в частности, учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, (подпункт 1); дифференцированного подхода к установлению правового режима земель (подпункт 10), органы местного самоуправления при распоряжении земельными участками обязаны стремиться к максимально рациональному использованию земли, руководствоваться интересами всех жителей территории и землепользователей.
Соответственно, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне, допускающей строительство, решение органа местного самоуправления предоставить его для целей, связанных со строительством, законодательству не противоречит. Права Мишкина Д.А. таким решением не нарушаются, поскольку он не лишен возможности заявить о предоставлении ему данного земельного участка. Однако поскольку предоставление земельного участка для целей, связанных со строительством, осуществляется в ином порядке, предусматривающем проведение торгов, без соблюдения соответствующей процедуры предоставление земельного участка исключено.
При таких обстоятельствах обоснование отказа в предоставлении земельного участка в собственность для целей, не связанных для строительства, тем обстоятельством, что в испрашиваемый участок расположен на землях, предполагающих строительство, является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности ссылки суда в решении на пункт 1.9 Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, согласно которому основанием для отказа в предоставлении земельных участков является наличие установленных в соответствии с законодательством ограничений, не позволяющих использовать земельный участок для заявленной цели, хотя и заслуживает внимания, отмену решения не влечет. В силу требований части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям. Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение Комитетом пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому он должен был в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, также не состоятельна.
Само по себе то обстоятельство, что все предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка стадии предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, такие как утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, были пройдены, не возлагает на орган местного самоуправления безусловной обязанности принять указанное заявителем решение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 28 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мишкина Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.