Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Киселевой Н.В.
и судей Петуховой Е.В., Фомина В.И.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 2 июня 2014 г. дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 3 марта 2014 года, которым постановлено:
Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить Заломкиной В.П. безвозмездно единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения третьих лиц по делу - Заломкиной А.А., Заломкина П.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заломкина В.П. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилья.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала на то, что имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, о чем свидетельствует удостоверение от 14.12.2009 г., выданное ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми.
Она (Заломкина В.П.) 26.03.2010 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
В соответствии с письменным ответом Управления жилищных отношений администрации г.Перми ей (истице было сообщено, что ее учетное дело было направлено в Министерство социального развития Пермского края для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, однако, в предоставлении указанной меры ей было отказано, так как бывшие несовершеннолетние узники фашизма не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Истец считала данное решение незаконным.
В соответствии со ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
В связи с чем, истец просила обязать предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилья (л.д, 2-4).
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена судом надлежащим образом, об отложении слушания дела, о его проведении в свое отсутствие суд не просила, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края -в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен судом надлежащим образом, в удовлетворении иска просил суд отказать в соответствии с представленными ранее письменными возражениями.
Представитель истца, третье лицо - Заломкина А.А. - в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Третье лицо - Управление жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 53).
Третье лица - Заломкин П.В., Заломкина Ж.П., Заломкина Т.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела, о его проведении в свое отсутствие суд не просили, о причинах неявки суд не известили, возражения относительно иска не представили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края.
Заявитель приводит положения федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и указывает, что из его анализа следует, что категория лиц "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей" не признана ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Категория лиц "бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей" также не входит в перечень граждан, перечисленных в п. 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. N 21-п в целях реализации ст. 23.2 Закона РФ "О ветеранах".
Финансирование расходов, связанных с обеспечением граждан жильем, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций. Субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются категориям ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
На несовершеннолетних узников концлагерей средства не распределяются. Определением Верховного Суда РФ от 25.01.2013г. N 81-КП2-9, Определением Верховного суда РФ от 11.10.2013 г. N 1-КГ13-5 установлено, что п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами следствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на иную категорию лиц его действие не распространяется.
На основании вышеизложенного, заявитель считает, что обеспечение жилым помещением бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей не представляется возможным.
Кроме того, указывает, что при вынесении решения по настоящему гражданскому делу суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона "О ветеранах". Однако, судом не учтена норма данного закона о том, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Согласно материалам дела, истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий 26.03.2010 г.
В материалах дела имеются возражения истицы на апелляционную жалобу заявителя, в которых она просит оставить решение суда без изменения,
В суд апелляционной инстанции стороны не явились.
Третьи лица - Заломкины А.А., П.В. возражали против удовлетворения жалобы заявителя.
Судебная коллегия, заслушав пояснения Заломкиных А.А., П.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит безусловных оснований к отмене указанного судебного акта. Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда.
При разрешении спора судом установлено и следует из материалов дела, что 14.12.2009 г. истцу выдано органами социальной защиты удостоверение, подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, на основании которого Заломкина В.П. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В 1995 г. истице выдано удостоверение, которое подтвердило право на льготы, установленные ст. 22, 23 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 12).
С 22.04.2009 г. истец является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2006 N ** (л.д. 14).
26.03.2010 г. Заломкина В.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обращалась в компетентные органы с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты. Однако, в предоставлении ей такой субсидии по изложенным в заявлении основаниям было отказано.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статями 14, 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (подп. 3 пункта 1 статьи 15).
Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период и т.д.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец, являясь бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также инвалидом 2 группы по общему заболеванию, имеет право на льготу в виде обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", поскольку действующее законодательство приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем.
Указанный вывод суда следует признать правильным, в должной степени мотивированным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, основанным на верно примененных нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения по вопросам предоставления мер социальной поддержки указанной категории лиц (Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 14, 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как установил суд первой инстанции, истица является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", в том числе, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
На территории Пермского края, в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях создания единого правового пространства Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 г. N 21-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности участников Великой Отечественной войны, включая инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Согласно пункту 4.1. названного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанных в пункте 1.2.1 граждан предоставляются в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (пункты 1.2.1., 3.6 Порядка), что соответствует также норме, содержащейся в пункте 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством - пункт 3.1. Порядка.
Таким образом, истец имеет право на соответствующую субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения, исходя из общей площади жилья в 36 квадратных метров в силу прямого указания закона.
Суд первой инстанции правильно установив фактические обстоятельства дела, на основе анализа всех исследованных доказательств в совокупности, применив материальный закон, подлежащий применению, пришел к правильному выводу о том, что истица, являясь несовершеннолетним узником концлагерей, инвалидом 2 группы, приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, и в силу ст.15,ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе, путем предоставления субсидии.
Довод жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, был предметом исследования судом первой инстанции, выводы суда о неправильном толковании материального закона, должным образом мотивированы. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции. Действительно, данный Указ был издан для завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, то есть для единовременного применения к определенной категории лиц без ее расширительного толкования в рамках Федерального закона "О ветеранах", о чем дал разъяснение Верховный Суд РФ в Определении от 24.02.2012 г. по делу N 33-В11-13, согласно которого не имелось правовых оснований для признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г.
Вместе с тем, категории лиц, имеющие право на получение мер социальной поддержки, в том числе, на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в рамках Федерального закона "О ветеранах" в рассматриваемом случае имеют расширительное толкование и к таким лицам - участникам Великой Отечественной войны с предоставленным им объемом мер социальной поддержки, с учетом положений статьи 15, статьи 2 и статьи 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", пункта 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей. Кроме того, как следует из материалов дела, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, не основывал свои выводы на положениях Указа Президента РФ N 714, заявленные исковые требования основаны на положениях иных нормативных актах.
Довод жалобы о том, что средства федерального бюджета в бюджет Пермского края для реализации передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем несовершеннолетних узников концлагерей не предоставляются не влечет отмену постановленного судом решения, поскольку основан на неверном толковании норм материального права, т.к. действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем путем предоставления субсидии.
Заявитель в жалобе указывает, что при вынесении решения по настоящему гражданскому делу суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона "О ветеранах". Однако, судом не учтена норма данного закона о том, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Согласно материалам дела, истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий 26.03.2010 г.
Этот довод основан на неправильном толковании норм материального права, а потому не влечет отмену решения суда.
Пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости } квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (пп.2 п.З ст. 23.2).
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, требования о необходимости постановки на учет до 1 января 2005 года для предоставления указанной льготы в отношении истицы закон не предусматривает. Такое требование изложено в п. 3.2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. К лицам, поименованным в подпункте 3 пункта 3 указанной статьи, истица не относится.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее:
Пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства Пермского края от 2 марта 2007 г. N 21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, (далее - Порядок).
Данный Порядок (п.3.4) внеочередное предоставление единовременной субсидии предусматривает лишь для инвалидов Великой Отечественной войны 1-ой группы и инвалидов боевых действий 1-ой группы. Затем предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную
часть решения суда указанием на то, что Министерство социального развития Пермского края обязано предоставить Заломкиной В.П. безвозмездно единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 г. N 21-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Иное привело бы к тому, что, удовлетворяя требования о предоставлении истцу субсидии для приобретения жилого помещения, суд фактически обязал бы ответчика предоставить истцу эту субсидию во внеочередном порядке. Однако, ни Федеральный закон "О ветеранах", ни указанный Порядок не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения категории граждан, к которой относится истец.
С учетом изложенного судебная коллегия признает обжалуемое судебное решение законными и обоснованными и не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 3 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 3 марта 2014 года - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что Министерство социального развития Пермского края обязано предоставить Заломкиной В.П. безвозмездно единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 г. N 21-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.