Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Панковой Т.В.
Судей Кириенко Е.В., Позолотиной Н.Г.
При секретаре Цыганковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 23 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Тарасовой Т.С. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 18 марта 2014 года, которым постановлено: в удовлетворении требований к Администрации г. Соликамска, Управлению культуры администрации г. Соликамска о признании незаконным решения от 11.12.2013г. N 980 об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании незаконным исключение семьи из списка участников Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае", о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 21.11.2008 г., возложении обязанности восстановить семью в списках участников Программы Тарасовой Т.С. отказать.
Заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., пояснения представителя истца Тарасовой Т.С.- Железнова В.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Т.С. обратилась в Соликамский городской суд с иском к Администрации г. Соликамска, Управлению культуры Администрации г. Соликамска с учетом уточнений просит признать незаконным решение от 11.12.2013 г. N 980 об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании незаконным исключение семьи из списка участников Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае", о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 21.11.2008 г., возложении обязанности восстановить семью в списках участников Программы. Иск обоснован тем, что ее семья с 2008 г. участвует в программе "Обеспечение жильем молодых семей". Одним из условий участия в указанной программе согласно пп.1.4. Постановления Администрации г. Соликамска от 19.12.2005 г. N 2108 "Об утверждении Положения о порядке формирования реестра участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" на территории муниципального образования "Соликамский городской округ" на 2006-2010 годы" является: семья имеет возможность привлечь собственные денежные средства для участия в программе, в том числе посредством принятых на себя кредитных (заемных) обязательств. На основании чего 21.11.2008 г. по договору купли-продажи была приобретена квартира, расположенная по адресу: **** , с заключением кредитного договора N ** от 21.11.2008 г. "Ипотечный кредит по программе "Молодая семья". дата в связи с рождением сына Т. ее семья увеличилась, однако в декабре 2013 г. семья была исключена из списка участников программы на основании решения Администрации г. Соликамска от 11.12.2013 г. N 980 о непризнании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. С данным решением и отказом не согласна, так как необоснованно учтена жилая площадь квартиры, приобретенной в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей, в Пермской области на 2005-2010 года" для покупки которой были привлечены собственные денежные средства посредством принятых на себя кредитных (заемных) обязательств. На момент приобретения жилья действовало Постановление Администрации г. Соликамска от 19.12.2005 г. N 2108, согласно п.п. 1.4. которого семья нуждается в улучшении жилищных условий, если не имеет в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение либо имеет в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью менее 18 кв.м. на одного члена семьи, таким образом, у отдела по жилищной политике отсутствовали основания отказа в признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по основаниям, изложенным в обоснование иска, просит в апелляционной жалобе Тарасова Т.С., считая его незаконным и необоснованным. Так как ее семья в 2008 году была признана участницей Программы "Обеспечение жильем молодых семей", квартира, расположенная по адресу: **** была приобретена семьей истца за счет кредитных средств до приобретения в собственность мужем наследуемой 1\4 доли жилого помещения в г. **** , а также учитывая то, что участники Программы на 2005- 2010 г. сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках новой Программы на 2011-2015гг, считает, что ее требования подлежали удовлетворению.
Администрация г. Соликамска в своих письменных возражениях просит решение суда оставить без изменения, жалобу-без удовлетворения.
Судебная коллегия, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Судебная коллегия, проверив по доводам апелляционной жалобы законность и обоснованность решения суда первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены.
Постановлением Правительства РФ N1050 от 17.12. 2010г утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
В соответствии с п.6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании данного Постановления на уровне субъекта РФ Пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", а на местном уровне в Соликамском городском округе - Постановление Администрации г. Соликамска от 25.02.2011 г. N 249-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы".
На основании п.2 ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Для реализации данной Программы на территории г. Соликамска под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы города Соликамска в размере менее 12 квадратных метров.
Судом первой инстанции установлено, что семья Тарасовой Т.С. с апреля 2008 г. являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г., на тот момент состояла из трех человек (Тарасова Т.С, ее супруг Тарасов А.Е., их дочь Т1. дата рождения).
В период действия указанной программы семья Тарасовой Т.С. 21.11.2008 г. приобрела в долевую собственность (по 1/3 доле каждому) жилое помещение, расположенное по адресу: **** , общей площадью 44,1 кв.м., что подтверждается договором купли-продажи.
Указанная квартира приобретена с частичным использованием кредитных денежных средств, полученных покупателями по кредитному договору N ** от 21.11.2008 г. "Ипотечный кредит по программе "Молодая семья".
По окончании программы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы семья Тарасовой Т.С. с учетом рожденного дата . второго ребенка Т. претендовала на участие в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы для получения социальной выплаты в размере 35% от расчетной стоимости жилья.
Решением Администрации г. Соликамска от 11.12.2013 г. N 980 семья Тарасовой Т.С. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ - в связи с намеренным ухудшением гражданами жилищных условий.
Данное решение послужило основанием для исключения Управлением культуры администрации г. Соликамска семьи из списка участников программы.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на то, что на момент принятия оспариваемого истцом решения 11.12.2013 г. семья Тарасовой Т.С. состояла из четырех человек (Тарасовой Т.С, ее супруга Тарасова А.Е., детей Т1. и Т. ). Указанные лица зарегистрированы в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: **** : Тарасова Т.С, Тарасов А.Е., Т1. - с 09.06.2009 г., Т. .-с 18.03.2013 г. Общая площадь данного жилого помещения 44,1 кв.м.
Из содержания представленных суду документов следует, что супругом истца Тарасовым А.Е., согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 26.02.2009г принадлежала 1/4 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: **** , общей площадью 10,27 кв.м. Право собственности на долю в данном жилом помещении у Тарасова А.Е. прекращено 28.05.2009 г. в связи с ее продажей.
Приобретение в собственность Тарасовым А.Е. доли в праве собственности на квартиру и ее дальнейшее отчуждение является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку с момента отчуждения и до вынесения оспариваемого решения не прошло более пяти лет, при условии сохранения права собственности на долю семья Тарасовой Т.С. не относилась бы к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как на каждого члена семьи приходилось более установленной учетной нормы на территории г. Соликамска - 12 кв. м. ((44,1 кв.м. + 10,27кв.м.): 4 человек = 13,59 кв.м.).
В соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его" семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, для признания семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий как одного из принципов реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", долгосрочной целевой программы Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе на 2011-2015 годы" законных оснований не было, что и нашло свое отражении в решении ответчика от 11.12.2013г N980.
Соответственно, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований истца.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны доводам в обоснование заявленных требований, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями ст.ст.199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Тарасовой Т.С. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 18 марта 2014 года оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.