Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Стрельцова А.С. при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 27 марта 2014 года, которым постановлено:
обязать Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН России) выдать Подосеновой С.А. государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения представителя ответчиков ФСИН России и Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю, ФКУ "Исправительная колония N ** ", представителя истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подосенова С.А. обратилась в суд с заявлением об обязании ФСИН России и Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю, ФКУ "Исправительная колония N ** " выдать ей государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Требования обосновываются тем, что с 16.06.1995 по 06.03.2012 она проходила службу в ФКУ "ИК- ** " ГУФСИН России по Пермскому краю. Трудовые отношения прекращены в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.
21.06.2004 она обратилась с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. Решением комиссии в июле 2005 года она включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. 16.05.2013 она обратилась в Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. До настоящего времени ее заявление не удовлетворено, государственный жилищный сертификат ответчиками ей не выдан.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), указывая на нарушения судом норм процессуального права, выразившихся в том, что суд рассмотрел дело, не относящееся к подсудности Кунгурского городского суда Пермского края. Суд не учел, что истцом не соблюден порядок обращения с заявлением о постановке на учет в целях предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с чем на дату вынесения решения суда право на получение социальной выплаты у истца не возникло.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФСИН России и Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю, ФКУ "Исправительная колония N ** " апелляционную жалобу поддержали. Представитель истца в судебном заседании полагал, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.З ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что с 16.06.1995 по 06.03.2012 истец проходила службу в ФКУ "ИК- ** " ГУФСИН России по Пермскому краю. Трудовые отношения прекращены в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. 21.06.2004 истец обратилась с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. Решением жилищной комиссии в июле 2005 года истец была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. 16.05.2013 истец обратилась в Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Заявление истца до настоящего времени не удовлетворено, социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не выплачена.
Удовлетворяя заявление Подосеновой С.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на получение социальной выплаты на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. При этом то обстоятельство, что заявление истца на получение социальной выплаты до настоящего времени в установленном порядке не рассмотрено, является основанием для возложения на ФСИН России обязанности выдать сертификат для приобретения или строительства жилого помещения.
Данный вывод суда на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и обстоятельствах дела не основан.
В соответствии с п.п. "а" пункта 5 ПРАВИЛ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 истец обратилась с заявлением в Управление ГУФСИН по Пермскому краю о включении в состав участников указанной подпрограммы. Решение по заявлению истца не принято. 18.02.2013 истец вновь обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы в Управление ГУФСИН по Пермскому краю. 16 мая 2013 г. истец обратилась с заявлением о включении в состав участников указанной подпрограммы в ФКУ ИК N ** . 18.10.2013 ФКУ ИК N ** направило в Управление ГУФСИН по Пермскому краю учетное дело Подосеновой С.А. 21.03.2014 учетное дело возвращено из Управления ГУФСИН по Пермскому краю в ФКУ ИК- ** на дооформление, предложено устранить недостатки до 01.04.2014. Дополнительно истребуемые документы истцом в установленный срок не представлены.
Разделом 2 вышеуказанных Правил регулируется порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов. При этом социальная выплата посредством выдачи сертификата производится при соблюдении установленной процедуры, в частности, лицо, претендующее на получение сертификата, должно быть включено уполномоченным органом исполнительной власти в список участников подпрограммы, для получения социальной выплаты до 01 сентября года, предшествующего предоставлению социальной выплаты. Данные о том, что истец была включена в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2014 году, суду не представлены. Также не были представлены данные, подтверждающие то обстоятельство, что истец незаконно не была включена в список участников на 2014 год. Действия (бездействие) должностных лиц, обеспечивающих реализацию права истца на получение социальной выплаты, истцом не оспаривались и незаконными не признавались.
Таким образом, решение вопроса о выдаче сертификата для приобретения или строительства жилья требует соблюдения предварительной процедуры, как по подаче заявления о включении в списки участников подпрограммы, так и последующему принятию уполномоченным органом исполнительной власти решения о включении в список участников подпрограммы на соответствующий год.
Само по себе бездействие уполномоченного на предоставление социальной выплаты и принятию решений, связанных с реализацией истцом права на получение сертификата органа не влечет за собой безусловного возложения на ответчиков обязанности предоставить сертификат, а является основанием для обжалования действий (бездействия) государственного органа в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, обязывая ответчика предоставить истцу сертификат, не проверил и не дал оценки обстоятельствам, которые в совокупности могут явиться основаниями для принятия уполномоченным органом решения о включении истца в списки участников подпрограммы для предоставления сертификата или отказе в этом. При этом установление обстоятельств, являющихся основаниями для включения истца в соответствующий список, подлежат проверке и оценке органом, к дискреционным полномочиям которого относится принятие решений по вопросам реализации гражданином права на социальную выплату. К полномочию суда, в свою очередь, в соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится защита нарушенных прав, что обусловливает проверку законности и обоснованности принятия соответствующих решений органами государственной власти и управления.
При таких обстоятельствах нельзя прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска об обязании ответчиков выдать истцу сертификат для приобретения жилого помещения. Поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене. В иске Подосеновой С.А. следует отказать.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о неподсудности дела по настоящему спору Кунгурскому городскому суду Пермского края. Иск предъявлен к трём ответчикам, место нахождения одного из которых - ФКУ ИК N ** в г. Кунгуре, соответственно, по правилам, предусмотренным ч. 1 ст. 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе была предъявить иск в Кунгурский городской суд Пермского края.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 27 марта 2014 года отменить.
Принять новое решение.
В иске Подосеновой С.А. об обязании Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю, ФКУ "Исправительная колония N ** " выдать Подосеновой С.А. государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.