Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.В.
судей Пьянкова Д.А. и Петуховой Е.В.
при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Соликамск на решение Соликамского городского суда от 24 марта 2014 г. которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Соликамска Пермского края предоставить Чекотиной Н.С. , Чекотину Д.В. , Фахергалеевой А.В. , Бабиной Е.О. , Фахергалеевой К.А. , Фахергалеевой В.Л. на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска и в его черте, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 22,3 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 16,6 кв.м.
Требование Соликамского городского прокурора об обращении решения к немедленному исполнению оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Соликамский городской прокурор в интересах истцов Чекотиной Н.С., Чекотина Д.В., Фахергалеевой А.В. и ее несовершеннолетних дочерей Бабиной Е.О ., Фахергалеевой К.А., Фахергалеевой В.Л. обратился в Соликамский городской суд с иском к Муниципальному образования "Соликамский городской округ" в лице Администрации города Соликамска, в котором просил ответчика предоставить истцам с несовершеннолетними детьми на условиях договора социального найма, благоустроенное применительно к условиям города Соликамска, расположенное в его черте, отвечающее санитарным и техническим требованиям., жилое помещение, размером не менее ранее занимаемого (22,3 кв.м. общей площади). Обратить решение к немедленному исполнению в связи с тем, что промедление может повлечь за собой причинение значительного ущерба и тяжкого вреда здоровью и жизни лицам, проживающим в аварийном жилом доме.
В обоснование иска указано на то, что истцы с несовершеннолетними детьми зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: **** , общей площадью 22,3 кв.м. Указанное жилое помещение относится к муниципальному жилому фонду. Заключением межведомственной комиссии администрации г. Соликамска 04.02.2011 г. данный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Аналогичное заключение дано специализированной организацией ООО "ПСК-Проект" в 2010 г. Дальнейшая эксплуатация строительных конструкций здания по ул. **** невозможна и представляет опасность для жизни и здоровья проживающих людей. Однако до настоящего времени в нарушении ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" администрацией г. Соликамска мер для расселения граждан из аварийного многоквартирного дома по ул. **** не предпринято, жилое помещение истцам и несовершеннолетним детям не предоставлено.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор, истцы Чекотина Н.С., Фахергалеева А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика - Администрации г. Соликамска с иском не согласился.
Истец Чекотин Д.В. в судебное заседание не явился, был извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого и отказе истцу в иске просит в апелляционной жалобе представитель Администрации г. Соликамска. Полагает, что решение суда вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права. Указывает на то, что администрация г. Соликамска как исполнительных орган вправе самостоятельно определять сроки, порядок и осуществлять свою деятельность по вопросам местного значения без вмешательства третьих лиц. Отмечает, что предоставление жилого помещения предполагает осуществление последовательности действий и мероприятий, установленных законом. Указывает на то, что администрацией не принималось решение о признании жилого дома истцов аварийным. Полагает необходимым учесть, что в распоряжении ответчика не имеется свободных жилых помещений и денежных средств, необходимых для его предоставления. Считает, что судом необоснованно не была привлечена к участию в деле Соликамская городская дума, как представительный орган, утверждающий местный бюджет. В обоснование своей позиции ссылается на положения ст.18, 34 Федерального закона N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.23, 31 Устава Соликамского городского округа, Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 44 Постановления Правительства РФ N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Пермского края просил жалобу оставить без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения.
Судебная коллегия, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ч.1, 3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств ... суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Как следует из материалов дела и установлено судом в соответствии со ст.56, 67 ГПК РФ квартира N 3, расположенная по адресу: г. Соликамск, ул. Всеобуча, дом 152а, находится в муниципальной собственности.
Согласно технического паспорта общая площадь квартиры составляет 22,3 кв.м., жилая 16,6 кв.м., состоит из двух жилых комнат.
В данном жилом помещении зарегистрированы и имеют право пользования Чекотина Н.С, Чекотин Д.В., Фахергалеева А.В. и несовершеннолетние дети Фахергалеевой А.В. - Бабина Е.О., /дата рождения/, Фахергалеева К.А., /дата рождения/, Фахергалеева В.Л., /дата рождения/
04 февраля 2011 г. заключением Межведомственной комиссии, утвержденной постановлением Главы г. Соликамска, жилой многоквартирный дом N ** по ул. **** признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, меры к предоставлению истцам жилого помещения взамен аварийного истцам не принимались.
Принимая решение по заявленным требованиям, суд первой инстанции установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 15, 86, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истца жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. "б" ч.1 ст. 16. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;..
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (ч.1 ст.37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Судебная коллегия отмечает, что закон разделяет понятия муниципального образования и органа местного самоуправления, поскольку муниципальное образование как участник правоотношений приобретает права и несет обязанности посредством своих органов.
Согласно ч. 2, 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Органами местного самоуправления осуществляется принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, заключение договора социального найма, предоставление жилого помещения (ст. 52, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных положений жилищного законодательства в совокупности положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями, а также непосредственная постановка граждан на соответствующий жилищный учет и предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляются не собственном муниципальным образованием, а его органами, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции - местной администрацией.
Муниципальное образование, не является участником жилищных отношений, возникающих между гражданами, нуждающимися в жилых помещениях и органом местного самоуправления, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику являются необоснованными.
Жилищный кодекс Российской Федерации, равно как и Бюджетный кодекс Российской Федерации не предполагает, при разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения конкретному лицу, разрешение вопросов касающихся исполнения бюджета муниципального образования, равно и других вопросов, относящихся к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Бюджетное законодательство определяет участников бюджетных отношений и получателей бюджетных средств, исходя из содержания ст.ст. 152, 162 Бюджетного кодекса РФ истцы не могут быть отнесены к участникам бюджетных отношений и получателям бюджетных средств, в связи с чем, они не могут предъявлять требования о выделении из бюджета каких - либо средств.
Довод жалобы о том, что постановленным судебным актом разрешен вопрос о правах и обязанностях Соликамской городской Думы, не привлеченной к участию в деле, не может быть признан состоятельным, поскольку оспариваемым решением на указанное юридическое лицо какая-либо обязанность не возложена, его права не затронуты.
Таким образом, доводы жалобы о необоснованном отказе суда в привлечении представительного органа - Соликамской городской думы не основаны на законе.
Согласно ст. 30 Устава Соликамского городского округа, утв. решением Соликамской городской Думы 29.06.2005 года N 412) (ред. от 24.04.2013 года), Администрация города " Соликамска " представляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
Согласно ст. 31 Устава к непосредственным полномочиям администрации города " Соликамска " относятся: формирование и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением (п. 1); обеспечение проживающих в " Соликамском " городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля (п. 9); установление порядка ведения реестра расходных обязательств Соликамского городского округа (п. 33); осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции (п. 36); владение, пользовании и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Соликамского городского округа (п. 37).
В силу вышеприведенных норм в их совокупности с положениями статей 86 и 89 Жилищного кодекса РФ благоустроенные жилые помещения по договору социального найма должно быть предоставлено администрацией г. Соликамска.
Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина. В связи с чем, судебная коллегия не может принять во внимание довод апелляционной жалобы заявителя о том, что расходы на строительство жилья и его приобретение в бюджете на 2013 финансовый год не заложены.
Отсутствие свободного жилого помещения при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, также не может влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В материалах дела имеется заключение межведомственной комиссии от 04 февраля 2011 года N 9, назначенной постановлением главы города Соликамска Пермского края от 04 февраля 2011 г. N 145-по, составленное на основании технического отчета специализированной организации ООО "ПКС-Проект", согласно которого жилой многоквартирный дом по адресу: город Соликамск, ул. ****, признан аварийным и подлежащим сносу.
Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу явилось исчерпание несущей способности конструкций дома и опасность обрушения, которое местами уже началось, опасность для проживания людей. При наличии указанного заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, и отсутствии доказательств обратного, основания к освобождению ответчика от исполнения возложенной на него обязанности по предоставлению истице жилого помещения взамен аварийного отсутствуют.
Отсутствие решения органа местного самоуправления о признании дома аварийным и подлежащим сносу, принятие которого в силу п. 49 вышеуказанного Положения, относится к компетенции органа местного самоуправления, свидетельствует о неисполнении им возложенных на него законом обязанностей и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истицей требований, обоснованность которых подтверждена доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и отмену решения не влекут, поскольку возложение на ответчика обязанности по предоставлению истца жилого помещения взамен непригодного для проживания соответствует положениям ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст. 49, 57, 86, 87 ЖК РФ, ст. 135-138 Бюджетного кодекса РФ, ст. 55, 60, 61 Федерального закона "Об общих принципах самоуправления".
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Администрации г. Соликамск на решение Соликамского городского суда от 24 марта 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.