Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего - Опалевой Т.П.
судей - Ворониной Е.И, Хасановой B.C.
при секретаре Семченко И.Г.,
рассмотрела 18 июня 2014 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционным жалобам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Пермского края - филиала ФГУП "Почта России" на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2014 года, которым постановлено:
Возложить обязанность на Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры:
-почтовому отделению связи N 58, расположенному по адресу: **** , путем оборудования входной группы пандусом или иными подъемными устройствами, предусмотренными "Сводом правил. 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СНиП 35-01-2001", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 605, в т.ч., путем оборудования входной группы, наружным дверным проемом шириной в свету не менее 1,2 м.;
- почтовому отделению связи N 46, расположенному по адресу: **** , путем оборудования входной группы наружным дверным проемом, шириной в свету, не менее 1.2 м ... в соответствии со "Сводом правил. 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СНиП 35-01-2001", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 605
Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения представителя ФГУП "Почта России" - Кузнецовой Д.В., прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В., изучив представленные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Пермского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - почтовому отделению связи N 58, расположенному по адресу: **** , а также почтовому отделению связи N46, расположенному по адресу: г. Пермь, ул. **** в соответствии со Сводом правил. 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 605.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что ФГУП "Почта России" предоставляет услуги связи в почтовом отделении связи N 58, расположенному по адресу: **** , а также почтовом отделении связи N 46, расположенному по адресу: **** , при этом, возможность входа и выхода в помещение отделения связи людям с нарушением опорно-двигательного аппарата не предусмотрена, поскольку отсутствует пандус, поручни с обеих сторон, высота ступеней не соответствует норме. Названные нарушения препятствуют реализации прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), ограничивают беспрепятственный доступ людей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика ФГУП "Почта России" в судебном заседании иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, представив письменные возражения на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах ответчики по следующим основаниям.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае считает решение суда незаконным и необоснованным, в связи с нарушением судом норм материального права, указывая, что помещения, расположенные по адресу: **** , ул. **** г. Перми используются согласно их назначению в целях осуществления деятельности Управления Федеральной почтовой связи Пермского края, и доказательств, подтверждающих их использование Территориальным управлением каким-либо иным образом, в суд не представлено. В ходе судебного разбирательства судом не учтено, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия. Суд возложил обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа на Территориальное управление, которое не осуществляет ни владения, ни пользования указанным имуществом. Соответственно, правовых оснований для привлечения Территориального управления в качестве ответчика у суда не имелось. Поскольку указанные помещения находятся в хозяйственном ведении ФГУП "Почта России" (место регистрации: г. Москва, Варшавское шоссе, 37), полномочия собственника указанных помещений, осуществляет Территориальное управление Росимущества в г. Москве, которое к участию в деле привлечено не было.
Кроме того, ответчик полагает, что необходимо учитывать письмо от 10.04.2014 года N 482231Y2766, в котором ФГУП "Поста России" сообщает, что указанные в аналогичных спорах действия по оборудованию входных групп на центральных входах заложены в бюджет расходов указанного ответчика на 2014 год и будут осуществлены без привлечения ТУ.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Пермского края - филиала ФГУП "Почта России" считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку считают, что обязанность возложена необоснованно, так как собственником помещений, занимаемых отделением почтовой связи УФПС Пермского края не является и не может осуществлять необходимые действия по реконструкции здания. Проверив материалы дела, заслушав представителя ФГУП "Почта России" -Кузнецовой Д.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснение прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В., возражавшей против удовлетворения жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
В соответствии со "Сводом правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012" требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что собственником помещений почтовых отделений по адресу: **** и по ул. **** является Российская Федерация, ФГУП "Почта России" владеет им (помещением) на праве хозяйственного ведения. УФПС в Пермском крае является филиалом ФГУП "Почта России".
В ходе прокурорской проверки установлены нарушения действующего законодательства в части наличия препятствий доступа маломобильных групп населения к данному помещению, т.к. почтовое отделение N 46 по ул. **** имеет одну входную группу, которая не оборудована пандусом или иным подъемным устройством, ширина наружного дверного проема составляет 0.9 м., ступени входная группа не имеет, высота дверного проема составляет 0.1 м., поручней, в т.ч., с завершающими частями, нет;
- почтовое отделение N 58 по ул. **** имеет одну входную группу, которая не оборудована пандусом или иным подъемным устройством, ширина наружного дверного проема составляет 0.82 м., количество ступеней входной группы -6. высота дверного проема составляет 2 м., высота поручней 0.98, длина завершающей части поручней 0.31.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правомерно обязал ответчиков устранить нарушения закона в помещении почтового отделения N 58 по ул. 1-я Колхозная, 4 путем оборудования входной группы пандусом или иными подъемными устройствами; в помещении почтового отделения N 46 по ул. В. Каменского, 26 г. Перми путем оборудования входной группы наружным дверным проемом, шириной не менее 1.2 м., соответствующими требованиям "Свода правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012", утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 605.
Принимая такое решение, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками не приняты надлежащие меры по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о том, что учреждение самостоятельно несет обязанность по содержанию и ремонту имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, судебная коллегия считает не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч.4 ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия связи отнесены исключительно к федеральной собственности.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В связи с чем, учитывая, что Территориальным органом в Пермском крае, осуществляющим функции собственника Федерального имущества, является Территориальное Управление Росимущества в Пермском крае, и только оно вправе осуществлять обязанности по содержанию имущества, а обязанность по оборудованию здания пандусом, ступенями, лестницей и поручнями, возложена на ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в силу закона с момента регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, и данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд принял правильное решение о возложении обязанности на ТУ Росимущества по Пермскому краю оборудовать вход в указанные отделения почтовой связи ФГУП "Почта России" пандусом, а также дверными проемами установленной ширины.
Доводы Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" о том, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" не является собственником здания, а имущество находится в федеральной собственности и используется на праве хозяйственного ведения, не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции о возложении на Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к почтовым отделениям связи по указанным истцом адресам по следующим обстоятельствам.
В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, ФГУП "Почта России", владеющее помещениями, расположенными по адресу г. Пермь, ул. **** и ул. **** на праве хозяйственного ведения, и использующее их под отделения почтовой связи ФГУП "Почта России", относящееся к объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг почтовой связи.
Доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае со ссылкой на письмо УФПС Пермского края филиала ФГУП "Почта России" от 10.04.2014 года о гарантиях обустройства беспрепятственного доступа в почтовые отделения для маломобильных групп населения только за счет средств УФПС Пермского края не влекут отмену постановленного по настоящему делу решения суда, поскольку направлено данное письмо после вынесения решения, кроме того, данное письмо не опровергает правильность выводов суда первой инстанции в целом и фактически относится к вопросам исполнения судебного решения.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Пермского края - филиала ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.