Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Бузмаковой О.В.
судей Петуховой Е.В., Валуевой Л.Б.
при секретаре Торсуковой Т.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 23 января 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24 октября 2012 г., которым постановлено:
исковые требования Соколовых удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ Управления жилищных отношений Администрации г.Перми в выдаче Соколовым свидетельства о праве на получение социальной выплаты от 23.07.2012.
Признать за Соколовыми право на получение свидетельства на получение социальной выплаты.
Обязать Управление жилищных отношений Администрации г. Перми выдать Соколовым А.Е. , Е.А. свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 35% стоимости жилого помещения.
по частной жалобе Министерства социального развития на определение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 23 августа 2012 года, которым постановлено:
запретить Министерству социального развития Пермского края вносить изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 в части исключения из него семьи Соколова А.Е. , Соколовой Е.А. .
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Копию определения направить сторонам для сведения, в Министерство социального развития Пермского края для исполнения.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения истцов Соколовых Е.А., А.Е., их представителей - М2. , М1. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколовы: А.Е. , Е.А. обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, Министерству социального развития Пермского края, администрации г.Перми, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, признании права на получение свидетельства.
В обоснование заявленных требований указали на то, что 18.09.2007 г. их семья была признана потенциальной участницей целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы", им был присвоен N ** .
В 2010г. была принята новая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 годы", реализация которой осуществляется в двух формах: предоставление социальной выплаты в размере 10% или 35% стоимости жилья. От получения выплаты в размере 10 % они отказались в апреле 2011г.
Письмом от 29.11.2011г. Управление жилищных отношений сообщило им о включении их семьи в приоритетную категорию в связи с рождением второго ребенка, их номер в списке претендентов на получение социальной выплаты ? 68. Министерство социального развития письмом от 31.05.2012 подтвердило указанную информацию.
21.06.2012 г. им было предложено представить перечень документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Все необходимые документы ими были представлены.
Однако, 23.07.2012г. Управление жилищных отношений сообщило им об отказе в выдаче сертификата на получение социальной выплаты в размере 35%, сообщив о наличии права на получение выплаты в размере 10%.
Считали отказ незаконным, так как их семья была поставлена в очередь для участия в программе в 2007г., в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий по основаниям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, следовательно, имеет право на получение социальной выплаты в размере 35 % стоимости жилья. Право выбора на получение выплаты в размере 10% или 35 % принадлежит молодой семье.
Одновременно с подачей иска истцы просили принять меры по обеспечению иска путем запрещения Министерству социального развития Пермского края вносить изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 г. в части исключения из него семьи Соколовых; запрещения Управлению жилищных отношений администрации г. Перми предлагать молодым семьям предоставить документы для получения свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35% и запрещения администрации г. Перми и Управлению жилищных отношений администрации г. Перми выдавать свидетельство на право получения социальной выплаты в размере 35%.
В судебном заседании истцы и их представители на иске настаивали.
Представитель ответчиков - Управления жилищных отношений администрации г. Перми и администрации г. Перми в суде возражала против заявленных требований.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края в суде возражал против удовлетворения иска
Представитель ответчика - администрации Орджоникидзевского района г. Перми в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Судом постановлено вышеуказанные решение и определение, об отмене которых в своей апелляционной и частной жалобах просит Министерство социального развития Пермского края.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что суд неправильно истолковал закон. Семья Соколовых в составе трех человек (Соколов А.Е., Соколова Е.А., С1. ) в 2007 году была признана участницей краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" (далее-Краевая программа).
На момент признания семьи Соколова А.Е. участником программы "Обеспечение жильем молодых семей" действовала программа "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (далее - федеральное направление) и краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" (далее-краевое направление).
По условиям федерального направления участниками подпрограммы могли стать молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На территории города Перми таковыми являются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 12 квадратных метров на одного члена семьи, в соответствие с решением Пермской городской думы от 30.05.2006г. N 103 "Об утверждение учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
Из представленной Управлением жилищных отношений администрации города Перми (далее - УЖО) информации от 23.07.2012г. N ** следует, что на дату признания семьи Соколовых участниками Краевой программы, Соколов А.Е. совместно с родителями С2. и С3. были зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире, общей площадью 63,1 кв. м., расположенной по адресу: г. Пермь, ул. **** . Данная квартира принадлежала по праву совместной собственности С2. и С3. на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от 06.07.2001 г.
Соколова Е.А. с сыном С1. и родственниками Г. , П. были зарегистрированы по месту жительства в жилом доме, общей жилой площадью 87,2 кв. м. по адресу: г. Пермь, ул. **** . Обеспеченность общей площадью членов молодой семьи составляла (63,1:3)+(87,2:4)*2=(43,6+21):3=21,53 кв. м., на каждого члена семьи, что превышает учетную норму по городу Перми.
Таким образом, у молодой семьи Соколовых не возникло права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" т.е. по федеральному направлению.
Вместе с тем, по условиям краевого направления участниками подпрограммы могли стать молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, не имеющие в собственности или в пользовании по договору социального найма жилого помещения либо имеющие в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, применяемой в целях настоящей Программы, и в соответствии с которой допускалось оформление регистрации по месту жительства на территории Пермского края.
Принимая во внимание вышеуказанные условия по краевому направлению семья Соколовых была признана участницей Краевой программы по данному направлению 18.09.2007 года.
31.12.2010 года действие краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 -2010 годы" закончилось, финансирование прекращено.
В настоящее время принята долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 года N 1119-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа), пунктом 1.3.1. которой предусмотрено сохранение права молодых семей на получение социальной выплаты в рамках действовавшей Краевой программы.
Реализация мероприятий Программы также осуществляется по двум направлениям:
- софинансирование мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета и средств местного бюджетов;-
-предоставление участницам Программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Поскольку семья Соколовых не имела права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы", социальная выплата данной семье в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы предоставлена быть не может.
Таким образом, семья Соколова А.Е. сохраняет право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Заявитель считает, что в случае вступления решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24 октября 2012 года по делу N ** в законную силу, исполнение указанного требования приведет к нарушению действующего законодательства в части укрепления системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, а также нецелевому расходованию бюджетных средств.
В частной жалобе Министерство социального развития Пермского края выражает несогласие с постановленным судьей определением в части запрета Министерству вносить изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в части исключения из него семьи Соколова А.Е. , Соколовой Е.А. .
Указывает на то, что в соответствии с п. 8.1.2 долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. N 1119-п (далее -Программа) органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края являются исполнителями Программы на соответствующей территории и в рамках своей компетенции осуществляют организационные мероприятия.
В рамках реализации Программы, в соответствии с пунктом 2.6. Правил предоставления социальных выплат молодым семьям (Приложение 3 к Программе), формируют списки молодых семей органы местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края
Пунктом 2.6.4. Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации Программы, в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы предусмотрено, что внесение изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется Министерством на основании уведомлений о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, представляемых муниципальными районами или городскими округами Пермского края.
Выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в течение 10 дней после утверждения указанного списка доводятся Министерством до органов местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.
Таким образом, именно органы местного самоуправления принимают решение о включении в вышеназванный список той или иной молодой семьи.
Заявитель полагает, что обеспечительные меры, принятые в отношении Министерства социального развития Пермского края, не повлияют на решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче свидетельства семье Соколовых.
В суд апелляционной инстанции представитель Министерства социального развития Пермского края не явился.
Министерство социального развития Пермского края представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Истцы, их, представители возражали против удовлетворения жалоб заявителя.
В суд" апелляционной инстанции от истцов Соколовых Е.А. А.Е. поступили возражения на поданную Министерством социального, развития Пермского края апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об оставлении жалобы заявителя без удовлетворения, решения суда - без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и определения судьи по доводам, изложенным в апелляционной и частной жалобах заявителя.
Удовлетворяя требования истцов, суд обоснованно исходил из того, что четких критериев, обуславливающих право тех или иных категорий семей на получение выплаты в размере 10 либо 35% расчетной стоимости жилья, Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 N 1119-п не содержит. Из пояснений представителей Управления жилищных отношений администрации г. Перми и Министерства социального развития Пермского края следовало, что отдельных очередей на получение выплаты за счет средств краевого бюджета и на условиях софинансирования федерального, краевого и местных бюджетов не имеется, ведется единый список.
На основании анализа норм федеральных и региональных актов, регулирующих спорные правоотношения, суд правомерно сделал вывод о том, что первое направление реализации целевой Программы осуществляется с учетом федерального законодательства, второе направление представляет собой дополнительную меру социальной поддержки и социальной помощи граждан, осуществляемую органами государственной власти Пермского края, которая направлена, главным образом, на увеличение количества молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации Программы, поэтому молодые семьи не лишены возможности самостоятельно выбрать способ реализации долгосрочной Программы.
Делая указанный вывод, суд также принимал во внимание, что Соколовы состоят на учете для участия в Программе с 2007г., относятся к приоритетной категории в связи с наличием двоих детей, отвечают критериям, предъявляемым к молодым семьям для участия в Программе, в настоящее время являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, от получения выплаты в размере 10% отказались, имеют право на получение социальной выплаты в размере 35% стоимости жилья.
Судебная коллегия считает приведенные выводы суда первой инстанции правильными, в должной мере мотивированными, основанными на анализе и надлежащем толковании положений нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и не усматривает достаточных оснований к их переоценке.
Согласно ч. 2 п. 2.1.8 Приложения 3 к долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", именуемого Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, заявление о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья не является основанием для отказа молодой семье в предоставлении социальной выплаты в рамках реализации механизма по софинансированию - мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации программы "обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в случае соответствия молодой семьи требованиям указанной программы.
Учитывая изложенные выше выводы суда первой инстанции, а также принимая во внимание приведенное положение положения ч. 2 п. 2.1.8 Приложения 3 к долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что семья Соколовых не имела права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы", социальная выплата данной семье в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы предоставлена быть не может, а также о том, что семья Соколова А.Е. сохраняет право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела и, соответственно, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана, как указано выше, надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Иная оценка заявителем положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств дела, не свидетельствует о незаконности состоявшегося судебного решения.
В соответствии со ст. 139 ГПК РФ суд по заявлению лиц, участвующих в деле, может принять меры к обеспечению иска. Обеспечение иска допускается, если непринятие мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В ст. 140 ГПК РФ перечислены меры обеспечения иска.
Удовлетворяя частично заявление Соколовых о принятии обеспечительных мер в виде запрета Министерству социального развития Пермского края вносить изменения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в части исключения из него семьи Соколова А.Е., Соколовой Е.А., судья исходил из того, что непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Судебная коллегия не усматривает безусловных оснований к отмене этого определения судьи, т.к. принятие в данном случае обеспечительных мер, в том виде, как это заявлено истцами, фактически было направлено на сохранение возможности исполнения решения суда в случае удовлетворения требований истцов.
При этом не влекут отмену постановленного судьей определения доводы частной жалобы заявителя о том, что именно органы местного самоуправления принимают решение о включении в вышеназванный список той или иной молодой семьи, решение этого вопроса не относится к компетенции Министерства социального развития Пермского края и обеспечительные меры, принятые в отношении Министерства социального развития Пермского края, не повлияют на решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче свидетельства семье Соколовых.
Из содержания п. 4.1 Постановления Правительства Пермского края от 30.12.2010 N 1119-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", п.п. 2.6.2, 2.6.3, 2.6.4 вышеуказанного Приложения 3 к долгосрочной целевой программе следует, что именно Министерство социального развития Пермского края формирует и утверждает сводный список молодых семей - участниц программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, а также рассматривает уведомления о внесении изменений в список молодых-семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, предоставляемых муниципальными районами или городскими округами и вносит соответствующие изменения в указный список.
Таким образом, на основании системного толкования изложенных положений указанного нормативного правового акта, судебная коллегия приходит к выводу о том, что властные распорядительные функции по формированию, утверждению сводного списка молодых семей - участниц программы, изъявивших делание получить социальную выплату в соответствующем году, а также по внесению в него изменений принадлежат именно Министерству социального развития Пермского края, поэтому возложение судьей на Министерство социального развития Пермского края запрета по внесению изменения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 г. в части исключения из него семьи Соколовых является правомерным, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Иных оснований, влекущих необходимость отмены определения судьи, частная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328,334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24 октября 2012 года - без удовлетворения.
Определение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 23 августа 2012 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства социального развития Пермского края на определение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 23 августа 2012 года - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.