Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Елецких О.Б. судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю., при секретаре Сероваевой Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 апреля 2014 года, которым постановлено: "признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по Пермскому краю от 27 декабря 2013 г. об отказе в регистрации права Говоровой Н.Р. и обязать Управление Росреестра по Пермскому краю устранить допущенное нарушение".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения представителя заинтересованного лица Еловиковой О.В., представителя заявителя Шагаловой Л.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Говорова П.Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа государственного регистратора Управления Росреестра по Пермскому краю от 27 декабря 2013 года в государственной регистрации права общей долевой собственности Говоровой Н.Р. в доле, пропорциональной размеру общей площади квартиры N ** , на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. **** . Требования мотивировала тем, что вывод Управления Росреестра Пермского края о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, что и послужило причиной отказа в регистрации, не соответствует фактическим обстоятельствам. Земельный участок сформирован администрацией г. Перми, его местоположение утверждено постановлением администрации г. Перми 10 октября 2011 года N 583, земельному участку был присвоен кадастровый номер ** , он поставлен на кадастровый учет 07 октября 2013 года. Межевание земельного участка не отменялось, незаконным не признавалось. В отношении земельного участка судебных постановлений не принималось, правопритязаний в ЕГРП не зарегистрировано, спора о границах нет.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Управление Росреестра по Пермскому краю, приводя следующие доводы. При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию Говоровой Н.Р., установлено, что ранее была внесена запись о государственной регистрации права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок общей площадью 14132,781 кв.м. с кадастровым номером ** по адресу: г. Пермь, ул. **** . Указанная регистрация, а также приказ Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 14 июня 2006 года N 939 о формировании данного земельного участка, проект границ земельного участка, постановка его на кадастровый учет решением Дзержинского районного суда г. Перми от 20 ноября 2009 года признаны недействительными, поскольку на земельном участке с кадастровым номером ** расположено два объекта недвижимости: многоквартирный дом и подземная автостоянка, являющиеся самостоятельными по отношению друг к другу с разным кругом правообладателей. Установив, что земельный участок с кадастровым номером ** сформирован в соответствии с признанным судом недействительным приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 14 июня 2006 года N 939, а также идентичность границ участка с ранее существовавшим участком с кадастровым номером ** , государственный регистратор посчитал, что формирование земельного участка с кадастровым номером ** не проведено, что вызвало сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, которые не были устранены. В связи с этим, полагает автор жалобы, решение об отказе в государственной регистрации прав принято на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", является законным и обоснованным.
В своем отзыве на апелляционную жалобу заявитель Говорова Н.Р. просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра Еловикова О.В. настаивала на отмене решения по изложенным в апелляционной жалобе доводам, представитель заявителя Шагалова Л.Д. возражала против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу пункта 2 указанной статьи Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 статьи). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи).
В силу пункта 7 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 14 февраля 2007 года N 29, исходя из положений Жилищного кодекса и Закона о введении в действие Жилищного кодекса, на государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости, ограничения (обременения) данного права также представляются:
документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие Жилищного кодекса (пункты 4, 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса);
решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса) (пункт 3 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса);
планы объектов недвижимости, в том числе кадастровый план земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (статьи 17, 18 Закона о регистрации, пункт 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса), а также документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно расписке (л.д. 10) к своему заявлению о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве пропорциональна общей площади квартиры N 46) на земельный участок площадью 14133 кв.м. кадастровый номер ** по адресу: г. Пермь, ул. **** , Говорова Н.Р. приложила кадастровый паспорт указанного земельного участка от 26 сентября 2013 года и договор о долевом участии в строительстве указанного жилого дома от 5 декабря 1994 года.
Вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Перми от 20 ноября 2009 года признаны недействительными, в том числе: Проект границ земельного участка с кадастровым номером ** общей площадью 14132,781 кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, ул. **** , утвержденный Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми; Приказ департамента имущественных отношений администрации г. Перми N 939 от 14 июня 2006 года; постановка указанного земельного участка на кадастровый учет, а также его государственная регистрация.
В ходе проведения в порядке пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации правовой экспертизы государственный регистратор, получив ответы на свои запросы из администрации г. Перми и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", установил, что значение координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами ** и ** одинаковые, расположены в одних и тех же границах (ответ ФГБУ "ФКП Росреестра на л.д.40), земельный участок с кадастровым номером ** под многоквартирным жилым домом по ул. **** площадью 14133 кв.м. сформирован в соответствии с приказом департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 14 июня 2006 года N 939 (ответ департамента земельных отношений администрации г. Перми на л.д.41).
Таким образом, Управлением Росреестра было установлено, что земельный участок с кадастровым номером ** по своим характеристикам (адрес, характерные точки границ, площадь) идентичен ранее существовавшему земельному участку, регистрация которого по решению суда признана недействительной, сформирован на основании недействующего нормативного акта.
При таких обстоятельствах государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о том, документы о формировании земельного участка, право долевой собственности на который просит зарегистрировать за собой заявитель, ему не были представлены, при этом предложение представить такие документы, изложенное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 28 ноября 2013 года (л.д.37-39), заявителем проигнорировано, что исключило возможность государственной регистрации права на земельный участок за заявителем.
В силу абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Именно указанными нормами закона руководствовался государственный регистратор, отказывая заявителю в регистрации права долевой собственности на земельный участок, сославшись на них в сообщении об отказе в государственной регистрации (л.д.7-8).
При таких обстоятельствах оспариваемый заявителем отказ Управления Росреестра по Пермскому краю в государственной регистрации соответствовал закону, что в силу требований части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исключало возможность удовлетворения заявления об его оспаривании.
Указанные нормы законодательства не были учтены судом первой инстанции, что привело к неправильному решению, которое подлежит в связи с этим отмене.
Доводы заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером ** , является вновь сформированным администрацией г. Перми, его местоположение утверждено постановлением администрации города "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Дзержинского района г, Перми" от 10 октября 201 1 года N 583, подлежат отклонению как ничем не подтвержденные.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Системное толкование указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, является его адрес, а также границы, определенные в соответствии с федеральными законами. Сам по себе факт того, что кадастровый номер земельного участка, право на который заявитель просит зарегистрировать за собой, не совпадает с тем, регистрация которого была признана недействительной, не является достаточным и бесспорным доказательством того, что указанные земельные участки не идентичны, поскольку в настоящее время земельный участок с кадастровым номером ** не существует, тогда как место положение обоих участков совпадает, как и их площадь.
Имеющийся в деле проект межевания, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 10 октября 2011 года, также не подтверждает факта формирования земельного участка по ул. **** под многоквартирный жилой дом, поскольку не учитывает наличия на территории участка также другого объекта недвижимости (подземной автостоянки), повторяет по своей конфигурации, площади и месту расположения земельный участок с кадастровым номером ** , регистрация которого ранее была признана судом недействительной.
Ссылка заявителя на отсутствие спора по границам земельного участка, право собственности на который она просила зарегистрировать, также не состоятельна, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в государственной регистрации.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает новое решение, которым отказывает заявителю в удовлетворении требований об оспаривании отказа в государственной регистрации в полном объем по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 апреля 2014 года отменить полностью и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю N 20/048/2013-946 от 27 декабря 2013 года в государственной регистрации права общей долевой собственности в доле, пропорциональной размеру общей площади квартиры N ** , на земельный участок под многоквартирным жилым домом по ул. **** в г. Перми Говоровой Н.Р. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.