Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Петуховой Е.В., судей Пьянкова Д.А. и Кузнецовой Г.Ю. при секретаре Кармановой Ж.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе Юркова Д.В. на решение Чайковского городского суда от 04 апреля 2014 г., которым постановлено: "В удовлетворении иска Юркова Д.В. к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району об оспаривании решения об отказе в предоставлении жилого помещения, к краевому государственному бюджетному учреждению "Дирекция по капитальному строительству" о предоставлении жилья, отказать.".
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Юрков Д.В. обратился с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, Краевому государственному бюджетному учреждению "Дирекция по капитальному строительству", третьему лицу Министерству социального развития Пермского края в котором просит, признать незаконным отказ в предоставлении жилого помещения, обязать краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения в границах Чайковского муниципального района Пермского края.
В обоснование заявленных требований, истцом указанно на то, что являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда. Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, при этом жильем не обеспечен. Решением территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району в разрешении вопроса о предоставлении вышеуказанной меры социальной поддержки ему отказано. Истец полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району исковые требования не признала.
Истец, представитель ГКБУ "Дирекция по капитальному строительству", представитель Минсоцразвития Пермского края в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения.
Судом постановлено указанно выше решение.
В апелляционной жалобе истец Юрков Д.В. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные исковые требования. Полает необоснованным вывод суда о том, что оспариваемый отказ в предоставлении жилого помещения не нарушает его права, поскольку он обращался в ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району с заявлением о предоставлении жилого помещения, в предоставлении которого было отказано. Полагает данный отказ нарушающим положения ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку он окончил прохождение военной службы. Отмечает, что в нарушение ч. 3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение истца не было направлено в компетентный орган. Ссылаясь на положения п.2.1-2.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края N1194 - п от 09 сентября 2013 г. ) указывает на то, что в компетенцию ответчиков входит составление списков лиц, заключение договоров найма жилых помещений, при этом судом не выяснен вопрос о том, составлялись ли такие списки.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району полагает, что решение суда не подлежит отмене. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края N1194-п от 09 сентября 2013 г. ) указывает на то, что ответчик осуществляет формирование списков лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указывает, что на основании заявления истца, решением комиссии от 17 апреля 2014 г. истец был включен в соответствующий список и данные о нем были переданы в Министерство социального развития Пермского края, в котором формируются соответствующие списки исходя из очередности постановки на учет. Указывает также, что истец не окончил обучение в образовательном учреждении, полагает, что закон связывает факт предоставления жилого помещения с датой окончания обучения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны не явились, были извещены о месте и времени его проведения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ч.1, 3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств ... суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст.56, 67 ГПК РФ Юрков Д.В. , /дата рождения/ , решением комиссии по опеке и попечительству территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району, принятым 17 апреля 2013 г., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
15 ноября 2013 г. Юрков Д.В. обратился в ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району с заявлением, в котором просил предоставить ему жилое помещение в связи с окончанием прохождения службы в вооруженных силах.
27 ноября 2013 г. ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району в письме сообщило истцу о его включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилимыми помещениями, разъяснен порядок предоставления жилого помещения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, руководствуясь положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1, 8 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", ч.1.2.5 ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходил из того обстоятельства, что оспариваемый заявителем ответ от 27 ноября 2013 г. не нарушает его права из законные интересы, а ответчики не наделены полномочиями по предоставлению жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Судебная коллегия отмечает, что утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
В соответствии с указанным Постановлением и Порядком, КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" осуществляет только управление специализированным фондом. Довод жалобы о том, что согласно п. 2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма, не может быть принят во внимание, так как согласно п. 2.4 Порядка, такое решение принимается Учреждением на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого к исключительной компетенции Учреждения не относится.
Территориальные органы Министерства социального развития, исходя из положений ст.6 Закона Пермского края от 29 декабря 2004 г. N13939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2, 5 Постановления Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" осуществляют учет и ведение списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Из материалов дела, в том числе и ответа от 27 ноября 2013 г. не следует, что истец не был включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, ответчиком ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району была исполнена установленная законом обязанность по включению истца в соответствующий список.
Вместе с тем, непосредственное решение вопроса о предоставлении истцу жилого помещения по договору специализированного жилого помещения в полномочия данного ответчика не входит.
Ссылка в письме от 27 ноября 2013 г. на положения п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" п. 3 ст.6 Пермского края от 29 декабря 2004 г. N13939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как препятствующих по своему смыслу возможности предоставления жилого помещения лицам, прошедшим срочную службу в вооруженных силах и продолживших профессиональное обучение, обоснованной не является, поскольку право на предоставление жилого помещения у истца, как прошедшего службу, возникло. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности ответа на заявление истца, поскольку указанное письмо содержало сведения об исполнении ответчиком своих полномочий, непосредственное предоставление жилья в которые не входит.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012 года) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
С учетом того, что указанные нормативные акты не определяют конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений, при этом в соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими. При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения судом обоснованно могла быть возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган Пермского края.
Вместе с тем, требования к Правительству Пермского края в рамках данного спора предъявлены не были и не подлежали разрешению судом согласно ч. 3 ст.196 ГПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Юркова Д.В. на решение Чайковского городского суда от 04 апреля 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.