Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Судневой В.Н., судей Елецких О.Б., Степанова П.В. при секретаре Сероваевой Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 июля 2014 г. дело по апелляционной жалобе Овчинниковой Н.В. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 9 апреля 2014 г, которым постановлено:
Овчинниковой Н.В. в удовлетворении исковых требований к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа незаконным, предоставлении земельного участка отказать.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинникова Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации города Перми от 06.12.13. в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1545 кв.м, расположенного по адресу: **** , кадастровый номер ** . Указала, что является инвалидом 2 группы бессрочно, обеспечена жилой площадью менее учетной нормы и в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В предоставлении указанного земельного участка в аренду было отказано по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральным законом не урегулирован, испрашиваемый участок сформирован для выставления на торги.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Овчинникова Н.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Фактическое вселение П. в принадлежащую заявителю комнату по ул. **** и приобретение права пользования данной комнатой имело место ранее регистрационных действий - в 2007 г, регистрация по месту жительства 10.09.13. носила формальный характер. Доказательств совершения заявителем умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, у суда не имелось.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Овчинникова Н.В., являясь инвалидом 2 группы по общему заболеванию, 21.11.13. обращалась в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
06.12.13. департаментом земельных отношений администрации г. Перми отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что земельным законодательством не установлен порядок предоставления участков для ИЖС инвалидам, в связи с чем реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Не представлены документы, позволяющие определить нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий. Испрашиваемый земельный участок сформирован для выставления на торги на основании распоряжений начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 14.08.13. и 10.10.13.
Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства является мерой, направленной на улучшение жилищных условий указанных граждан.
При рассмотрении дела суд судом исследовался вопрос о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека. Исходя из общей площади занимаемого заявителем жилого помещения по ул. **** (23,2 кв.м) и количества лиц, зарегистрированных и проживающих в принадлежащей заявителю комнате (2 чел.), на одного человека приходится 11,6 кв.м общей площади, что ниже учетной нормы. Вместе с тем, суд обоснованно учитывал, что внучка заявителя - П., /дата рождения/, зарегистрирована по месту жительства в комнате Овчинниковой Н.В. по ул. **** только с 10.09.13., до этого момента Овчинникова Н.В. не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ранее П. была зарегистрирована и проживала с матерью - П1., в трехкомнатной квартире по адресу: **** , собственником которой является П1. с 2004 года. Установив фактические обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу, что заявитель не вправе претендовать на предоставление спорного земельного участка, поскольку нуждающейся в улучшении жилищных условий она не является, на учете в качестве нуждающейся не состоит и не может быть поставлена на такой учет ранее, чем через пять лет, с учетом положений ст.53 ЖК РФ. Суд обоснованно указал на то, что зарегистрировав внучку в принадлежащем заявителю жилом помещении, последняя совершила действия, повлекшие возможность признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, с намерением предоставления земельного участка под ИЖС. Выводы суда в этой части основаны на исследованных судом доказательствах и доводами апелляционной жалобы не опровергаются, учитывая последовательность действий заявителя, незначительный период времени между регистрацией П. и обращением заявителя в департамент земельных отношений по вопросу предоставления земельного участка. Ссылка в жалобе на то, что П. вселилась к заявителю в 2007 г, а регистрация в 2013 г имела формальный характер, ничем не подтверждается и юридического значения не имеет. Суд правомерно исходил из установленных на момент возникновения спорных правоотношений обстоятельств, документально подтверждается факт регистрации П. по месту жительства в сентябре 2013 г и предполагается, что с этого времени она и проживает по данному адресу, добросовестно выполняя обязанность по регистрации по месту жительства. В соответствии с п.1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 21.05.2012), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. В силу п.4 Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Согласно п. 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства.
Доводы о недоказанности совершения заявителем умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, не влекут отмену решения. Реализуя правомочия собственника жилого помещения, Овчинникова Н.В. совершила юридически значимые действия, допустив регистрацию в принадлежащем ей жилом помещении П., понимая, что данное обстоятельство повлечет уменьшение площади, приходящейся на 1 человека. Каких-либо сведений о вынужденном характере таких действий не имеется.
Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе заявитель, судебная коллегия не находит.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Овчинниковой Н.В. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 9 апреля 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.