Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Судневой В.Н., судей Елецких О.Б., Степанова П.В. при секретаре Сероваевой Т.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 июля 2014 г. дело по апелляционной жалобе администрации Верещагинского муниципального района Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23 апреля 2014 г, которым постановлено: заявление прокурора Верещагинского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании противоречащими действующему законодательству пунктов 3.4, 3.5 Положения "О порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования на территории Верещагинского муниципального района", утвержденного Постановлением администрации Верещагинского муниципального района N 490 от 17.10.2013г удовлетворить.
Признать недействующими пункты 3.4, 3.5 Положения "О порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования на территории Верещагинского муниципального района", утвержденного Постановлением администрации Верещагинского муниципального района N 490 от 17.10.2013г., с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя прокуратуры Бабушкиной О.В., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству пунктов 3.4, 3.5 Положения "О порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования на территории Верещагинского муниципального района", утвержденного Постановлением администрации Верещагинского муниципального района N 490 от 17.10.2013.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Верещагинского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемые прокурором пункты Положения "О порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования на территории Верещагинского муниципального района" не противоречат закону. В состав родительской платы не включены расходы на содержание образовательного учреждения. Оплата услуг за присмотр и уход за ребенком осуществляется в размере и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами и договором, заключенным между получателем услуг и учреждением. Бюджетные учреждения не ограничены в праве на расходование средств, полученных в результате оказания платных услуг, на любые цели, что не может нарушать интерес граждан. Вышеназванным Положением размер родительской платы не устанавливался, а лишь определялись случаи, когда родители освобождаются от оплаты услуг дошкольного учреждения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Верещагинского муниципального района от 17.10.2013 г N 490 утверждено Положение "О порядке установления, взимания и расходования платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных Учреждениях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования на территории Верещагинского муниципального района" (далее Положение). Опубликовано в газете "Заря" 25.10.2013 г N 43.
Пунктом 3.3 Положения предусмотрено: "Внесенная плата за дни непосещения ребенком Учреждения засчитывается при оплате за следующий месяц или подлежит возврату. Возврат платы родителей (законных представителей) осуществляется по письменному заявлению одного из родителей (законных представителей) ребенка на их лицевой счет, открытый в кредитной организации".
Пунктом 3.4 Положения предусмотрено: "Случаями, при которых ребенок не посещал Учреждение по уважительным причинам являются: болезнь ребенка (согласно представленной медицинской справки), карантин Учреждения (согласно приказу по Учреждению), отсутствие ребенка в Учреждении в течение оздоровительного периода сроком до 75 дней (согласно представленной справки лечебного учреждения, копии санаторной путевки (курсовки), отсутствие ребенка в Учреждении в период отпуска родителей (законных представителей), но не более трех месяцев в год (согласно выписки или копии приказа о предоставлении отпуска либо иных, подтверждающих документам), закрытие Учреждения на ремонтные и (или) аварийные работы, а также в случае несоответствии температурного режима в основных помещениях Учреждения (согласно приказам по Учреждению). В этих случаях родительская плата пересчитывается на основании табеля учета, посещаемости детей за прошедший месяц, на основании подтверждающих документов.
Пунктом 3.5 Положения предусмотрено, что при непосещении ребенком Учреждения без уважительной причины оплата производится согласно дням работы Учреждения.
Постановлением администрации Верещагинского муниципального района от 14.03.2014 г N101 были внесены изменения в Положение: в абзаце четвертом пункта 3.4 слова "сроком до 75 дней" исключены, абзац пятый пункта 3.4 изложен в следующей редакции: "отсутствие ребенка в Учреждении по иным (в том числе семейным) обстоятельствам (но не более 60 дней в течение календарного года) согласно заявлению родителей, которое подается в Учреждение не позднее, чем за 1 рабочий день до даты непосещения ребенком Учреждения", в абзаце шестом пункта 3.4 слова "температурного" дополнены словами "санитарно-эпидемиологического". Опубликовано в газете "Заря" 04.04.2014 г N14.
В силу ч. 1 ст. 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, под которым следует понимать комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона).
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона).
Частью 2 ст.65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
В силу ч.4 ст.65 данного закона не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.
Согласно п. 1 ч.13 ст. 108 этого же закона обязанность по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого Положения, родительская плата за присмотр и уход за детьми исчисляется в зависимости от расходов на организацию питания детей. Иных расходов в структуре родительской платы Положением не предусмотрено. Таким образом, при рассмотрении дела суд правильно исходил из того, что расходы на питание ребенка зависят от фактической посещаемости учреждения конкретным ребенком. В случае непосещения учреждения присмотр и уход за ребенком учреждением не осуществляется, в том числе не предоставляется услуга по питанию, в связи с чем взимание платы за фактически не оказанный уход за ребенком при непосещении ребенком учреждения не соответствует вышеприведенным положением ст.65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Ссылка в апелляционной жалобе на ст.781 ГК РФ в подтверждение необходимости оплатить услуги, которые не были оказаны по причинам, не зависящим от исполнителя, не может быть принята во внимание, поскольку правоотношения по установлению и взиманию родительской платы регулируются специальным законом.
Несогласие администрации района с применением критериев установления родительской платы, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утратившим силу, не влияет на правильность решения по существу.
Доводы о том, что оспариваемым Положением не устанавливался размер родительской платы, а лишь определялись случаи, при которых родители освобождаются от оплаты услуг дошкольного учреждения, не являются основанием для отмены решения. Фактически в решении речь идет не о размере родительской платы как фиксированной денежной сумме, а о правомерности взимания платы при непосещении ребенком учреждения, от чего в конечном итоге зависит величина расходов родителей на внесение такой платы.
Доводы жалобы, что в состав платы за присмотр и уход за детьми не включены расходы на содержание учреждения, на родителей обязанность несения таких расходов не возложена, основаны на неправильном толковании выводов суда по существу дела и к предмету заявленных прокурором и рассмотренных судом требований непосредственного отношения не имеют.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Верещагинского муниципального района Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23 апреля 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.