Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Петуховой Е.В.
и судей Фомина В.И., Пьянкова Д.А.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 21 июля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Сыропятова А.А. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 24 марта 2014 года, которым постановлено: исковые требования Сыропятова А.А. к Пермскому ЛУ МВД России на транспорте об обязании выдать жилищный сертификат оставить без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения истца Сыропятова А.А., представителя Пермского ЛУ МВД России на транспорте Литвина И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыропятов А.А. обратился в суд с иском к Пермскому ЛУ МВД России на транспорте о возложении на ответчика обязанности выдать жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 31.08.2010 г. уволен из ЛОВД на ст. Чусовская по п. "3" ч.7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья). Заболевание получено во время прохождения службы. На момент увольнения выслуга составила 20 календарных лет.
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2002 - 2010 г. г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153, написал заявление о выдаче жилищного сертификата. В выдаче сертификата отказано на основании того, что он не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Его заявление о том, что он уволен по состоянию здоровья и имеет выслугу более 10 лет осталось без ответа.
В судебном заседании истец, его представитель на иске настаивали, пояснили, что на истца распространяются положения, указанные в п. п. "а" п. 5 Правил.
Представитель ответчика с иском был не согласен, пояснил, что право на получение жилищного сертификата после увольнения со службы имеют только те, кто состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Сыропятов А.А. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Пермском ЛУ МВД России на транспорте, в связи, с чем правовых оснований для выдачи ему сертификата не имеется.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Сыропятов А.А.
Указывает на то, что Целевая программа "Жилище" утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. за N 153, а он уволен из органов МВД 31.08.2010 г., поэтому подпадает под требования, указанные в вышеназванном Постановлении Правительства РФ, о выдаче сертификата. Указывает на то, что основанием для выдачи сертификата при увольнении по болезни является только наличие выслуги лет - 10 лет и более, основания указаны в п. 5 "а" Правил. Никаких условий, кроме указанных в Правилах, а именно выслуги лет, для выдачи сертификата при увольнении по болезни не требуется.
Заявляет, что ему отказано в удовлетворении заявленных требований на основании того, что он не состоял на учете, как нуждающийся в жилом помещении, однако, по его мнению, эти требования указаны только при увольнении на общих основаниях.
От ответчика - Пермского линейного управления МВД РФ на транспорте поступили возражения на поданную истцом апелляционною жалобу, в которых указано на законность решения суда и несостоятельность доводов Сыропятова А.А.
В суде апелляционной инстанции истец Сыропятов А.А. настаивал на удовлетворении поданной им апелляционной жалобы, представитель Пермского ЛУ МВД России на транспорте Литвин И.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Сыропятова А.А.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.
Судом при разрешении спора установлено и следует из материалов дела, что Сыропятов А.А. проходил службу в должности старшего инспектора отделения обеспечения общественного порядка МОБ линейного отдела внутренних дел на ст. Чусовская, уволен 31.08.2010 г. по п. "3" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья - л. д. 4).
14.09.2010 г. Сыропятов А.А. обратился с заявлением к начальнику ЛОВД на ст. Чусовская УТ МВД России по УрФО с просьбой поставить на очередь на получение жилищного сертификата (л. д. 5).
В удовлетворении заявления отказано в связи с непредставлением необходимых документов (л. д. 6).
Из протокола совещания жилищно - бытовой комиссии ЛОВД на ст. Чусовская от 08.10.2010 г. следует, что Сыропятову А.А. отказано в постановке на жилищный учет в ЛОВД на ст. Чусовская (л. д. 7-8).
Согласно сообщению Чусовского филиала ЦТИ Пермского края от 09.09.2010 г. за Сыропятовым А.А. домовладения (части домовладения), квартиры (части квартиры) не зарегистрированы (л. д. 10).
Как следует из Выписки из ЕГРП по состоянию на 14.09.2010 г. за Сыропятовым А.А. на праве собственности зарегистрирован гараж (нежилое), расположенный по адресу: г. Чусовой, в районе ул. **** (л. д. 11).
Принимая настоящее решение и отказывая истцу Сыропятову А.А. в удовлетворении заявленных им требований, суд исходил из того, что истец не признавался в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Пермском ЛУ МВД России на транспорте.
При этом суд учитывал, что согласно информации ответчика до 01 марта 2005 г. (до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации) Сыропятов А.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в жилищно-бытовую комиссии ЛОВД на ст. Чусовская не обращался. Данные обстоятельства истцом не оспаривались. Истцом в рамках данного дела не доказан факт обращения к работодателю с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с соблюдением установленного порядка. Доказательств обращения после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (после 01 марта 2005 г.) в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом также не представлено. Вступивший в действие 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации постановку сотрудников ОВД и пенсионеров МВД России на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения службы не предусматривает.
Указанный вывод суда первой инстанции коллегия находит законным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальные, и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).
В развитие названного конституционного положения законодатель в ст. 30 ранее действовавшего Закона РФ от 18.04.1991 г. N1026-1 "О милиции" предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (в ред. Федеральных законов от 31.03.1999 г. N68-ФЗ, от 29.12.2000 г. N163-Ф3).
Порядок признания права на включение в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" определен в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 г. г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года, в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года, в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. п. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абз. 2 п. п. "а" п. 5);
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (абз. 7 п. п. "а" п. 5).
Порядок участия в подпрограмме, направленной на обеспечение уволенных жилым помещением посредством выдачи социальной выплаты по государственным жилищным сертификатам, регламентирован пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, согласно которому для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Таким образом, из вышеприведенной нормы "Правил" следует, что одним из обязательных условий для включения гражданина в список участников Подпрограммы является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в установленном законом порядке.
Как установлено судом и не опровергнуто истцом при разрешении спора он не признавался в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с этим вывод суда в решении о том, что истец не имеет права на участие в Подпрограмме, поскольку не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы Сыропятова А.А. о том, что право на получение государственного жилищного сертификата в рамках данной Подпрограммы обусловлено только наличием стажа определенной продолжительности (военная служба продолжительностью 10 лет и более), а не наличием статуса нуждающегося в жилых помещениях. Этот довод заявителя основан на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 24 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сыропятова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.