Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Варовой Л.Н., судей Позолотиной Н.Г., Кириенко Е.В., с участием прокурора Бабушкиной О.В., при секретаре Цыганковой Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 28 мая 2014 года, которым постановлено: "Обязать администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края предоставить Игнатенко Р.С. изолированное жилое помещение (квартиру), по договору социального найма, общей площадью не менее 38,9 кв.м., расположенное на территории города Губахи, благоустроенное применительно к условиям города Губахи. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора, представителя истца по доверенности Бородиной Г.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Губахи обратился в суд с иском в интересах Игнатенко Р.С. к администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края об обязании предоставить по договору социального найма изолированное жилое помещение (квартиру), общей площадью не менее 38,9 кв.м, расположенное на территории г. Губахи, благоустроенное применительно к условиям г. Губахи, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Исковые требования мотивированы тем, что Игнатенко Р.С. являлась нанимателем квартиры общей площадью 38,9 кв.м, в том числе жилой 24,0 кв.м, расположенной по адресу: **** ; в квартире истец зарегистрирована постоянно. 30.11.2010 г. заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации Широковского сельского поселения от 04.03.2008 г. N19-р, многоквартирный дом по адресу: **** , в связи с физическим износом признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Совета депутатов Широковского сельского поселения N 60 от 07.08.2012 г. утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан и снос ветхих (аварийных) домов на территории Широковского сельского поселения" с включением в программу настоящего дома. В 2012 г. часть семей расселена на средства Широковского сельского поселения, Игнатенко Р.С. жилое помещение предоставлено не было, поскольку денежные средства в рамках подпроекта "Достойное жилье" из бюджета Пермского края в 2012 году в бюджет Широковского сельского поселения не поступили. В связи с преобразованием Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом "Город Губаха" бюджет расходов муниципального образования на 2013 год был сформирован по округу. В бюджете городского округа "Город Губаха" на 2013-2014 г. г. не заложены денежные средства на переселение жителей дома N ** по ул. **** в рамках реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье". Постановлением администрации Широковского сельского поселения от 23.11.2012 г. N160 разрешено МУП "ЖКХ п. Широковский" списать дом N ** по ул. **** с баланса в связи с его разрушением. 28.01.2014 г. дочь Игнатенко Р.С. -Бородина Г.А., обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения для матери, но получила отказ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласна Администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края, в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, приводя следующие доводы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении (ст.57 ЖК РФ). Истец в установленном порядке не была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В материалах дела имеются только акт и заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, носящие сугубо технический характер, и не являющиеся организационно-распорядительным актом о принятии решения о сносе. Судом не установлено, были ли принято соответствующим органом власти решение о сносе дома. В материалах дела отсутствуют материалы, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между действиями органов власти и разрушением дома. При таких обстоятельствах возложение на орган местного самоуправления обязанности предоставления жилого помещения является необоснованным. Истец зарегистрирована в рабочем поселке Широковский, который является самостоятельным населенным пунктом, отличным от г. Губаха. То обстоятельство, что р. п. Широковский входит в границы городского округа, не свидетельствует, о том, что предоставление жилья должно осуществляться за пределами данного населенного пункта.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части указания места расположения жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, а также требований к благоустройству данного жилого помещения, в связи с неправильным применением норм материального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Игнатенко Р.С. проживала по адресу: **** , в муниципальной квартире общей площадью 38,9 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии от 30.11.2010 г., назначенной распоряжением Главы администрации Широковского сельского поселения N 19-р, жилой дом по ул. **** в п. Широковский признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Совета депутатов Широковского сельского поселения за N 60 от 7.08.2012 г. дом по ул. **** в п. Широковский включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан и снос ветхих (аварийных) домов на территории Широковского сельского поселения", по которой предусматривалось выделение денежных средств на переселение граждан в пропорциональном порядке: 25% средства местного бюджета, 75% средства бюджета Пермского края. На основании данной программы часть семей из указанного дома была переселена в 2012 году за счет средств бюджета Широковского сельского поселения; Игнатенко Р.С. переселена не была в связи с тем, что в конце 2012 года произошло объединение всех поселений Губахинского муниципального округа в муниципальное образование городской округ "Город Губаха" и средства из бюджета Пермского края в бюджет Широковского сельского поселения для переселения граждан по этой программе не направлялись. В бюджет городского округа средства на переселение граждан из указанного дома заложены не были в связи с его списанием с баланса МУП "ЖКХ поселка Широковский" по причине разрушения дома.
Постановлением администрации Широковского сельского поселения от 23.11.2012 г. N 160 МУП "ЖКХ поселка Широковский" разрешено списать в установленном порядке со своего баланса жилой дом N ** по улице **** поселка Широковский, 1955 года постройки, без остаточной стоимости в виду его разрушения (л.д. 17).
Разрешая дело, суд, проанализировав положения 85, 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что поскольку дом по ул. **** в п. Широковский уполномоченным органом признан аварийным и подлежащим сносу, имеются предусмотренные законом основания для возложения на ответчика, как правопреемника Широковского сельского поселения, обязанности по предоставлению истцу иного жилого помещения на условиях социального найма. При этом суд посчитал возможным взамен жилого помещения, расположенного в аварийном доме в п. Широковский предоставить истцу аналогичное помещение на территории г. Губаха.
Выводы суда о наличии правовых основания для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения взамен ранее занимаемого, расположенного в аварийном, на дату рассмотрения дела разрушенном, доме, являются правильными, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы в части неправомерности возложения на ответчика обязанности по предоставлению квартиры, являются несостоятельными, поэтому судебной коллегией отклоняются. Суд при рассмотрении дела правильно исходил из того, что решение межведомственной комиссии, которым дом N ** по ул. **** в п. Широковский признан аварийным и подлежащим сносу, является достаточным основанием для признания истца нуждающимся в жилом помещении, поскольку решение данных вопросов отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Поскольку при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживала и зарегистрирована по месту жительства истец, разрушено, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных решений органов местного самоуправления, в том числе от наличия плана и срока сноса дома.
Вместе с тем, коллегия считает заслуживающими доводы апелляционной жалобы о том, что у суда отсутствовали основания по возложению на ответчика обязанности предоставления жилого помещения на территории г. Губаха.
Согласно ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86-88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Указанной выше правовой нормой определены критерии благоустроенности предоставляемого в связи со сносом дома жилого помещения. Благоустроенным считается жилое помещение, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, а также иным требованиям законодательства и находящееся в черте соответствующего поселения.
Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Из материалов дела следует, что занимаемое истцом по договору социального найма жилое помещение в доме, признанном аварийным, расположено в п. Широковский, тогда как предоставляемое жилое помещение находится на территории г. Губаха.
Согласно подп.1 п.1 ст.85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Согласно указанному Федеральному закону в территорию городского округа входит территория, состоящая из земель внутригородской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.
В связи с этим территория городского округа представляет собой совокупность указанных выше территорий, в том числе тех, на которых расположены сельские населенные пункты.
Таким образом, понятие населенного пункта применительно к ст.86, ч.1 ст.89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятию городской округ. В связи с указанным преобразование Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом "Губаха" не свидетельствует о нахождении дома, признанного аварийным, в черте г. Губаха, повлекло лишь изменение территориальной организации местного самоуправления. Согласно закону Пермского края от 28.08.2012 г. N 87-ПК в состав территории городского округа "Город Губаха" в качестве самостоятельных включены девять населенных пунктов, в частности, г. Губаха (административный центр) и рабочий поселок Широковский. Постановлением Администрации городского округа "Город Губаха" N 658 от 06.05.2013 г. утверждены критерии благоустроенного жилья применительно к каждому населенному пункту, находящемуся на территории городского округа, в том числе - для поселка Широковский. В связи с указанным вывод суда о том, что жилое помещение истцу взамен разрушенного подлежит предоставлению на территории г. Губаха, нельзя признать правильным, поэтому решение суда в указанной части подлежит изменению с указанием на предоставление истцу жилого помещения в п. Широковский, отвечающего требованиям благоустроенного применительно к условиям поселка Широковский.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь, ст. 199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 28 апреля 2014 года изменить в части указания места расположения жилого помещения, подлежащего предоставлению в пользование истца, а также требований к благоустройству данного жилого помещения, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "Обязать администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края предоставить Игнатенко Р.С. изолированное жилое помещение (квартиру), по договору социального найма, общей площадью не менее 38,9 кв.м, расположенное на территории поселка Широковский, благоустроенное применительно к условиям поселка Широковский, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.