Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Петуховой Е.В.,
судей Фомина В.И., Пьянкова Д.А.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 23 июля 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонного территориального управления N 3 Министерства социального развития Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 23 апреля 2014 года, которым постановлено: признать незаконным решение комиссии по опеке и попечительству Межрайонного территориального управления N 3 Министерства социального развития Пермского края по Березовскому муниципальному району от 24.02.2014 года об исключении Гущиной Ю.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма из государственного специализированного жилищного фонда Пермского края.
Обязать Межрайонное территориальное управление N 3 Министерства социального развития Пермского края восстановить Гущину Ю.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма из государственного специализированного жилищного фонда Пермского края с даты принятия решения о включении ее в указанный список, то есть с 25 июня 2013 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Березовского района в интересах Гущиной Ю.В. обратился в суд с заявлением к Межрайонному территориальному управлению N3 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным решения комиссии по опеке и попечительству МТУ N3 Министерства социального развития по Пермскому краю (отдела по Березовскому району) от 24.02.2014 года об исключении Гущиной Юлии Владимировны из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; возложении на МТУ N3 Министерства социального развития по Пермскому краю обязанности восстановить Гущину Ю.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с даты подачи ею заявления - 14.07.2013г.
В обоснование заявления прокурор Березовского района указал, что Михалева (Гущина) Ю.В. родилась /дата/ . Мать Гущиной Ю.В. М. решением Пермского районного суда Пермской области от 21.12.1999 года лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
25.11.1995 года над несовершеннолетней Михалевой Ю.В. установлена опека, опекуном назначена бабушка Т.
Жилое помещение за Михалевой Ю.В. не закреплялось. Михалева Ю.В. 12.04.2001 года, т.е. до 18 лет, была поставлена на учет в льготную очередь как нуждающаяся в получении жилья, в которой состоит по настоящее время.
26.08.2011 года Михалева зарегистрировала брак с Г. , ей присвоена фамилия Гущина. 21.06.2012 года Гущина Ю.В. окончила ГБОУ СПО "Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна". После окончания данного учебного заведения жилым помещением она не обеспечена. С момента окончания образовательного учреждения и по настоящее время проживает в г. Кунгуре. Имеет постоянную регистрацию на территории Березовского района - **** .
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Гущина (Михалева) Ю.В. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением комиссии по опеке и попечительству МТУ N3 Минсоцразвития Пермского края от 25.06.2013 года Михалева (Гущина) Ю.В. внесена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края.
Впоследствии специалистами МТУ N3 Минсоцразвития Пермского края было установлено, что Гущина Ю.В. до включения ее в список детей-сирот являлась членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: **** , общей площадью 40,2 кв.м., по договору социального найма N 208 от 13.08.2012г.
В 2012 году Гущина Ю.В. отказалась от участия в приватизации жилого помещения, право собственности на жилое помещение зарегистрировано 04.10.2012 года на Т.
Отказ Гущиной Ю.В. от участия в приватизации был расценен как намеренное ухудшение своего жилищного положения, в связи с чем на основании ст. 53 ЖК РФ решением комиссии по опеке и попечительству МТУ N3 Минсоцразвития Пермского края от 24.02.2014 года (протокол N7) Гущина Ю.В. исключена из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края.
Прокурор считал, что при принятии решения ответчик необоснованно применил положение указанной статьи к отношениям, возникшим в связи с необходимостью предоставления Гущиной Ю.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда. Статья 53 ЖК РФ применяется только в отношении граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются из специализированного жилищного фонда, к данным отношениям требования ст. 53 ЖК РФ применяться не могут. Перечень лиц и условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, основания исключения указанных лиц из списка определены Законом N 1939-419. Условия предоставления и основания исключения лиц из списков расширительному толкованию не подлежат. Участие гражданина в приватизации является правом гражданина, а не обязанностью. При принятии решения об исключении Гущиной Ю.В. из списка детей-сирот специалистами отдела по Березовского району МТУ N 3 Минсоцразвития по Пермскому краю намеренность ее действий не устанавливалась, Гущина Ю.В. для рассмотрения вопроса об ее исключении не приглашалась.
Определением суда от 07.04.2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Комиссия по опеке и попечительству Межрайонного территориального управления N3 Министерства социального развития Пермского края отдела по Березовскому району.
Прокурор в судебном заседании уточнил исковые требования, просил обязать государственный орган восстановить Гущину Ю.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 25.06.2013 года, на уточненных заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Заявитель Гущина Ю.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представитель заинтересованного лица МТУ N 3 Минсоцразвития Пермского края в судебном заседании требования не признал.
Заинтересованное лицо - Комиссия по опеке и попечительству Межрайонного территориального управления N3 Министерства социального развития Пермского края отдела по Березовскому району в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Межрайонное территориальное управление N 3 Министерства социального развития Пермского края.
Заявитель приводит довод о том, что требования прокурора удовлетворены незаконно, Гущина Ю.В. не имеет права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в связи со следующим.
Согласно договора социального найма жилого помещения от 13.08.2012 г. N 208 Т. (бабушка и опекун истицы Гущиной Ю.В.) являлась нанимателем жилого помещения по адресу: **** , Гущина Ю.В. указана в данном договоре в качестве члена семьи Т.
Гущина Ю.В. состояла в льготной очереди в органах местного самоуправления с 12.04.2001 г.
После заключения Т. договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение и включения Гущиной Ю.В. в этот договор в качестве члена семьи Т. в силу требований Закона Пермской области N 2694-601 от 30.11.2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" она должна была быть исключена из этой очереди.
При обращении с заявлением о включении ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, 14.06.2013 г. Гущина Ю.В. умолчала о том факте, что в договоре социального найма жилого помещения от 13.08.2012 г. N 208 она значится в качестве члена семьи нанимателя (впоследствии собственника) Т.
04.10.2012 г. Т. выданы документы о государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: **** . Гущина Ю.В., имея равные с лицом, приватизировавшим это жилье, права по пользованию названным помещением, отказалась от участия в его приватизации, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия (ст. 53 ЖК РФ).
В связи с чем, комиссия по опеке и попечительству МТУ N 3 МСР Пермского края по Березовскому району своим решением N 7 от 24.02.2014 г. на основании ст. 53 ЖК РФ исключила Гущину Ю.В. из списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края.
По мнению заявителя, суд неправомерно признал указанное действие ответчика необоснованным. При этом суд не учел, что при постановке на учет граждан указанной категории необходимо руководствоваться, в том числе, п. 1 с. 5 Закона Пермской области N 2694-601 от 30.11.2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и ст. 53 ЖК РФ.
От прокуратуры Березовского района поступили возражения на апелляционную жалобу заявителя, в которых указывается на несостоятельность приведенных в апелляционной жалобе доводов.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах, изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом при разрешении спора Михалева (ныне Гущина) Ю.В., /дата рождения/ , является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать М. решением Пермского районного суда Пермской области от 21.12.1999 года лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Решением суда Михалева Ю.В. передана на воспитание бабушке Т. (л.д.13-14,16-18). 13.01.2003 года М. умерла (л.д.20).Постановлением администрации Березовского района Пермской области N 240 от 25.11.1995 года несовершеннолетней Михалевой Ю.В. назначен опекун Т. (л.д. 19). Жилое помещение за Михалевой Ю.В. не закреплено.
На основании постановления администрации Березовского района Пермской области N 92 от 12.04.2001г. Михалева Ю.В. поставлена на учет для получения жилья в льготную очередь "Воспитанники детского дома" (л.д.21-23).
26.08.2011 года Михалева Ю.В. заключила брак с Г., после заключения брака ей присвоена фамилия Гущина (л.д. 15).
14.06.2013 года Гущина Ю.В. обратилась в Межрайонное территориальное управление N3 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, предоставила необходимые документы (л.д. 24).
В соответствии с протоколом комиссии по опеке и попечительству МТУ N3 Министерства социального развития Пермского края N14 от 25.06.2013 года Гущина Ю.В. внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края на основании постановления главы администрации Березовского района Пермской области от 12.04.2001 года N 92 (л.д.27).
При обращении Гущиной Ю.В. с заявлением о постановке ее на учет оснований для отказа во включении заявителя в список не имелось, Гущина Ю.В. включена в список, так как ранее постановлением администрации Березовского района поставлена на учет для получения жилья и жильем не обеспечена, при этом жилищные условия Гущиной Ю.В. по месту ее регистрации государственным органом не проверялись, дополнительные документы для проверки жилищных условий не запрашивались.
После проверки учетного дела в Министерстве социального развития Пермского края комиссии были даны устные указания об истребовании из администрации Березовского района дополнительной информации по жилому помещению, в котором зарегистрирована Гущина Ю.В., а также по месту ее фактического проживания.
После дополнительной проверки жилищных условий заявителя решением комиссии по опеке и попечительству МТУ N3 Министерства социального развития Пермского края от 24.02.2014 года (протокол N7) Гущина (Михалева) Ю.В. была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма из государственного специализированного жилищного фонда Пермского края на основании ст.53 ЖК РФ.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, учитывая, что доказательств совершения Гущиной Ю.В. умышленных действий по ухудшению жилищных условий после включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, заинтересованными лицами суду не представлено.
Указанный вывод суда судебная коллегия считает правильным, в должной степени мотивированным, основанным на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В апелляционной жалобе заявитель приводит довод о том, что суд неправомерно признал необоснованным исключение Гущиной Ю.В. решением N 7 от 24.02.2014 г. комиссии по опеке и попечительству МТУ N 3 МСР Пермского края по Березовскому району из списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края на основании ст. 53 ЖК РФ. При этом не учел, что при постановке на учет граждан указанной категории необходимо руководствоваться, в том числе, п. 1 с. 5 Закона Пермской области N 2694-601 от 30.11.2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" и ст. 53 ЖК РФ.
Этот довод апелляционной жалобы не влечет отмену постановленного судом решения.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Согласно ч.2 ст. 8 указанного выше Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
С учетом буквального содержания приведенных правовых норм и их совокупного толкования, а также с учетом того обстоятельства, что жилое помещение за Гущиной Ю.В. закреплено не было, суд апелляционной инстанции считает, что самостоятельного права на жилое помещение опекуна Т. у Гущиной Ю.В. не возникло. Она была зарегистрирована в квартире по адресу: **** , в связи с назначением ей опекуна Т. и проживала в названной квартире в связи с необходимостью осуществления опекуном воспитания подопечной. Между тем указанные обстоятельства не порождают у подопечной Гущиной Ю.В. права на названное жилое помещение.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Не оспаривая возможность применения к спорным правоотношениям ст. 53 ЖК РФ, судебная коллегия считает, что сам по себе отказ Гущиной Ю.В. от участия в приватизации жилого помещения по адресу: **** , нанимателем которого являлась ее бабушка и опекун - Т., и в которой она (Гущина Ю.В.) состояла на регистрационном учете, по мнению судебной коллегии, нельзя признать умышленным, недобросовестным и являющимся препятствием для ее признания нуждающейся в жилом помещении, поскольку доказательств того, что указанный отказ, который сам по себе не противоречит закону, был совершен с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 23 апреля 2014 года 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонного территориального управления N 3 Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.