Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Чулатаевой С. Г., судей Заривчацкой Т. А., Веретновой О. А., при секретаре Новгородцевой А. В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 23 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 23 апреля 2014 года, которым признано незаконным решение Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми N 04-08-17\331 от 03 февраля 2014 года об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", за Леготкиной Н. Е. признано право на присвоение звания "Ветеран труда" и возложена соответствующая обязанность на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми.
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леготкина Н. Е. предъявила иск Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности присвоить указанное звание, ссылаясь на то, что 16 января 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", поскольку награждена ведомственным знаком отличия - Благодарностью Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, имеет общий трудовой стаж более 26 лет.
Письмом N 04-08-17X331 от 03 февраля 2014 года в присвоении звания "Ветеран труда" ей отказано со ссылкой на то, что Пенсионный орган не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
По мнению истца, Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь федеральным государственным учреждением, наделен законодателем публично-властными и финансовыми полномочиями в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, следовательно, по своему статусу может быть приравнен к федеральным органам государственной власти, а поощрения его Правления - к ведомственным знакам отличия в труде.
На основании изложенного, полагая наличие у нее права на присвоение звания "Ветеран труда", Леготкина Н. Е. просила признать незаконным отказ ответчика в присвоении ей такого звания и возложить на ответчика обязанность присвоить звание "Ветеран труда".
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика иск не признал.
3-е лицо - Министерство социального развития Пермского края, участие в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Представителем ответчика подана апелляционная жалоба, по доводам которой он просит отменить судебное постановление, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Леготкина Н. Е. работает в учреждениях Пенсионного фонда Российской федерации с 01 марта 1993 года, в отделении Пенсионного фонда по Пермскому краю с 23 января 2003 года по настоящее время в должности заместителя начальника отдела организации выплаты пенсий Управления организации назначения и выплаты пенсий. По состоянию на 12 июля 2011 года трудовой стаж составил 32 года 7 месяцев 8 дней.
За усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей, Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 71р\л Леготкиной Н. Е. объявлена Благодарность.
16 января 2014 года она обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми с заявлением о присвоении звания "Ветерана труда" в связи с награждением Благодарностью Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Письмом N 04-08-17\331 от 03 февраля 2014 года в присвоении такого звания ей отказано, поскольку присвоенная ей награда ведомственным знаком отличия в труде не является в силу того, что Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам государственной власти не относится.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из требований Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Губернатора Пермского края от 04.04.2006 N 50, которым утверждено Положение о порядке и присвоении звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Пермского края.
Анализируя приведенные положения федерального и регионального законодательства, суд пришел к выводу о том, что круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, определен федеральным законодателем, а поскольку Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит определения понятия ведомственный знак отличия в труде, отнесение тех или иных наград к ведомственным определяется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах". Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Согласно статьям 5, 6 и 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании названного Федерального закона; Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим; средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно федеральными законами; Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, подготавливает обоснование тарифов страховых взносов, назначает (пересчитывает) и выплачивает трудовые пенсии, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений и другие социальные пособия, составляет проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивает его исполнение, осуществляет учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, ведет государственный банк данных по всем категориям страхователей, развивает международные связи в области пенсионного страхования в Российской Федерации и др.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1, 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и ст. 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов (п. 3 Постановления).
При таком положении следует, что учрежденные Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 24.10.2005 N 39пл (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2005 за N 7214, опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 12.12.2005 N 50) награды, которыми награждаются работники Пенсионного фонда, внесшие большой личный вклад в решение возложенных на Пенсионный Фонд России задач, за выдающиеся достижения в трудовой деятельности, за многолетний добросовестный и безупречный труд, за творчество и инициативу, качество и эффективность работы, являются ведомственными знаками отличия в труде и подлежат учету при присвоении звания "Ветеран труда".
Исходя из изложенного, истец Леготкина Н. Е. с учетом наличия у нее необходимого трудового стажа, имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
В этой связи суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая во внимание, что Леготкина Н. Е. является пенсионером по старости, награждена ведомственным знаком отличия в труде, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным, а ее исковые требования - обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену заочного и обоснованного решения суда, поскольку сводятся к иному толкованию приведенных выше правовых норм.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и являющихся основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Перми от 23 апреля 2014 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.