Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Швецова К.И. и Стрельцова А.С, при секретаре Кирьяновой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда города Перми от 11 ноября 2013 года, которым постановлено: "исковые требования Лесникова П.В. к ГУ ФСИН России по Пермскому краю удовлетворить. Признать Лесникова П.В. с членами семьи Лесниковой С.Ю. и Лесниковой Е.П. нуждающимися в жилом помещении; обязать ГУ ФСИН России по Пермскому краю включить Лесникова П.В. в составе семьи из трех человек в список лиц, претендующих на получение государственного жилищного сертификата на условиях программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".".
Заслушав доклад судьи Стрельцова А.С, выслушав Истца Лесникова П.В. и его представителя Николаеву Е.М., представителя Ответчика Морозову Е.Ю., Третье лицо Лесникову С.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В Ленинский районный суд города Перми обратился Лесников П.В. с исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю (с учётом последующих изменений) о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по включении семьи Лесниковых в списки на получение жилищного сертификата по федеральной целевой программе. В обоснование исковых требований Истец указал, что является работником ФКУ УК ГУФСИН России по Пермскому краю и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ имеет право на получения жилого помещения на льготных условиях. В апреле 2013 года им было подано заявление о желании участвовать в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, но ему было отказано в участии в данной программе. В настоящее время Истец и члены его семьи не имеют в собственности жилого помещения и нуждаются в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании Истец Лесников П.В. и его представитель Николаева Е.М. настаивали на удовлетворении исковых требований, изложив доводы аналогичные доводам искового заявления.
Представитель Ответчика Морозова Е.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указывая на включение Истца в очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления с 1985 года. В соответствующих списках уголовно - исполнительной системы Лесников П.В. не состоял и не подлежит включению в данные списки в связи с требованиями действующего законодательства РФ.
Судом постановлено указанное выше решение, в апелляционной жалобе Ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю с решением суда не соглашается, просит отменить решение Ленинского районного суда г. Перми от 11.11.2013. и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Свои требования Истец мотивирует тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и судом не правильно применён материальный закон и сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Указывает, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о наличии у Истца статуса военнослужащего, поскольку служба в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы РФ не отнесена к категории военной службы. Считает, что в силу требований закона постановка на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится органами местного самоуправления, к которым не относится Ответчик, поэтому ГУФСИН России по Пермскому краю не имеет права на составление списков участников социальной программы.
В судебном заседании представитель Ответчика Морозова ЕЛО. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение Ленинского районного суда г. Перми от 11.11.2013. и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец Лесников П.В. и его представитель Николаева Е.М., а также Третье лицо Лесникова С.Ю. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить без изменения решение Ленинского районного суда г. Перми от 11.11.2013.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о дате, времени и месте проведения судебного заседания, извещались по адресам, указанным в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
По смыслу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учеё), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключённым ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, по смыслу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Лесников П.В. в период с 31.12.1998. по 07.08.2013. проходил службу в ФКУ УКФСИН России по Пермскому краю, в настоящее время совместно с членами семьи проживает в жилом помещении по договору социального найма, расположенного по адресу: **** . С 1985 года Лесников состоит на жилищном учёте в Администрации МО "г. Пермь" в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В апреле 2013 года им было подано заявление Ответчику о желании участвовать в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, но ему было отказано в участии в данной программе. Данные обстоятельства подтверждаются письмом (л.д. N 4), письмом от 11.04.2013. (л.д. N 5), справкой от 11.02.2013. (л.д. N 6), справкой от 02.04.2013. (л.д. N 7), выписками из ЕГРПН (л.д. N 9 - 11), адресными справками (л.д. N 14 - 15), приказом N 127м от 07.08.2013. (л.д. N 55), письмом (л.д. N 56 - 57) и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
По смыслу пр. 3 "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 года", утверждённой Постановлением Правительства РФ N1050 от 17.12.2010., в рамках указанной подпрограммы улучшат жилищные условия следующие категории граждан военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Сотрудники учреждений и органов уголовно -исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы), по смыслу п. 9 "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года", утверждённых Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006.
Исходя из толкования указанных требований, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции сделал надлежаще мотивированный вывод о наличии у Истца права участвовать в Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года, поскольку работники уголовно - исполнительной системы приобретают право на получение соответствующих социальных гарантий. Доводы апелляционной жалобы о том, что Лесников П.В. не имеет права на предоставления жилья по льготным основаниям в связи с отсутствием у него статуса военнослужащего, судебная коллегия находит основанными на ошибочном толковании закона, поскольку законом прямо предусмотрено право на улучшения жилищных условий не только для военнослужащих, но и для приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы.
Доводы Ответчика о том, что в силу требований закона постановка на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий производится органами местного самоуправления, поэтому ГУФСИН России по Пермскому краю не имеет права на составление списков участников социальной программы, судебная коллегия находит несостоятельными. В силу требований п. 19 "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов " в случае избрания способа реализации жилищных прав по указанной целевой программе заинтересованное лицо обязано подать соответствующее заявление (рапорт) по месту учёта органом, наделённого полномочиями предоставления подтверждения социальной гарантии гражданина, поэтому суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ранее Лесников П.В. был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и обратился с просьбой в соответствующую организацию. ГУФСИН России по Пермскому краю является в данном случае надлежащим органом, в который должен обратиться Истец с заявлением о включении в список участников подпрограммы, поскольку данное учреждение является орган исполнительной власти, где проходила соответствующая служба работника уголовно - исполнительной системы. Факт нахождения лица на жилищном учёте подтверждает наличие права по льготному обеспечению жильём, поэтому в данном случае не имеет юридического значения орган, в котором состоял Истец в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых осуществлял службу участник подпрограммы.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, правового значения для настоящего спора они не имеют, поскольку данные доводы направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения. Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, совокупности собранных по делу доказательств, судом дана надлежащая оценка, выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы, материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено. Оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда города Перми от 11.11.2013. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.