Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В., Позолотиной Н.Е., при секретаре Цыганковой Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края па решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 апреля 2014 года, которым постановлено;
"Признать незаконным Постановление Главы администрации города Лысьва от 02.04.1998 г. N 314 "О пересмотре льготной очереди воспитанников детского дома" и решение жилищно-бытовой комиссии N 1 от 29 января 1998г. в части исключения из льготной очереди воспитанника детского дома по г. Лысьва Щукина А.В.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Щукину А.В. в городе Лысьва по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Щукин А.В. обратился с иском к Правительству Пермского края о признании незаконным постановления администрации г. Лысьва N 314 от 02.04.1998г., предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
Исковые требования мотивированы тем, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его (истца) мать Щ. в отношении него лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. После лишения матери родительских прав истец находился на полном государственном обеспечении в Лысьвенском детском доме в период с 24.07.1981г. по 31.08.1987г., в последующее время поступил в " *** " (окончил в 1991г.), затем был призван на действительную военную службу (службу проходил до 01.06.1993г.). В 2013г. истцу стало известно о существовании решения жилищно-бытовой комиссии от 29.01.1998г. и постановления администрации г. Лысьва N 314 от 02.04.1998г., в соответствии с которыми он (истец) переведен из льготной очереди воспитанников детского дома, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общую очередь. Основанием для перевода в общую очередь послужил факт рождения и выявления истца за пределами Лысьвенского муниципального района. Считает решение и постановление незаконными, поскольку в соответствии с действующим на тот период времени законодательством постановка на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялась как по месту жительства, так и по месту временного пребывания. Указанные акты администрации г. Лысьвы нарушают его (истца) права на получение жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истец состоит в общегородской очереди нуждающихся в жилом помещении под N 3145 с датой постановки на учет 10.04.1998г ... В постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ему отказано, поскольку в настоящее время его возраст превышает 23 лет. Жилых помещений на праве собственности он (истец) не имеет. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просит удовлетворить заявленные требования.
Определением от 23.10.2013 г. судом в соответствии со ст. 40 ГПК РФ привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Министерство социального развития Пермского края и Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству", администрация г. Лысьвы (л. д. 1).
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласно Правительство Пермского края (ответчик), в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что внесенные законом N 15-ФЗ изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ изменили орган, уполномоченный решать вопросы выделения жилого помещения, порядок выделения, а также жилищный фонд. Истец не обращался в досудебном порядке к ГУ Минсоцразвития ПК с заявлением о рассмотрении вопроса по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края. Постановление администрации г Лысьвы от 02.04.1998 г. N 314, которым истец переведен из льготной в общую очередь, является законным и обоснованным. В указанный период действовали нормы п.2 ч.2 ст.32 ЖК РСФСР, в соответствии с которыми граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выезда на другое постоянное место жительства. Некорректной является ссылка суда на постановление Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N 335, так как указанные в нем основания признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на категорию детей-сирот не распространялись. Согласно п. 12 действующего в рассматриваемый период Указа губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 г. снятие детей-сирот с учета осуществлялось по решению органа местного самоуправления с согласия органа опеки и попечительства в случаях выезда на другое место жительства. Суд, удовлетворяя заявленные требования о предоставлении жилого помещения, нарушил права других очередников, обладающих одинаковыми правами наряду с истцом. Истцом в связи с достижением возраста 42-х лет утрачен статус лица, имеющего право на получение жилья по льготной категории. Поскольку документ органа местного самоуправления о постановке на жилищный учет Щукина А.В. отсутствует, он теряет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории детей-сирот.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Щукин А.В., /дата рождения/, является лицом, оставшимся без попечения родителей: его мать - Щ. на основании решения Пермского районного народного суда Пермской области от 29.06.1981 г. лишена родительских прав, в том числе, в отношении Щукина А.В. /дата рождения/; решением суда установлено, что Р. не записан отцом детей, поэтому не может быть лишен родительских прав в отношении них (л.д. 7).
24.07.1981г. Щукину А.В. выдана путевка в детский дом (л.д.8); в периоде 24.07.1981г. по 31.08.1987г. Щукин А.В. воспитывался в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом" г. Лысьвы, находился на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья имел, снят с государственного обеспечения с 01.09. 1987г. в связи с выпуском в ПУ N 55 г. Лысьвы (л.д.9).
В период с 01.09,1988 г. по 01.07.1991 г. Щукин Л.В. (истец) обучался в ПУ N 55 г. Лысьвы; был зарегистрирован в общежитии СИТУ N 55 для проживания в период с 21.04.1989 г. по 02.11.1993г. (л.д.116); с 01.07.1991г. призван на срочную военную службу (л.д.1).
В период с декабря 1995г. по март 2004 г. Щукин А.В. (истец) был зарегистрирован по адресу: **** ; в период с 4.03.2004г. по 26.02.2010г. - по адресу: **** . Жилое помещение по указанному адресу принадлежит на праве собственности Н. и Н1. (л. д. 104); сведения о правах на жилое помещение по адресу: **** отсутствуют (л. д. 106).
В период с 18.12.2007г. по 25.11.2012г. Щукин А.В. проходил военную службу в войсковой части 2094г. В период прохождения военной службы в войсковой части ** Щукин А.В. был признан нуждающимся в служебном жилом помещении по месту прохождения службы, служебным жилым помещением не обеспечивался в связи с отсутствием свободных жилых помещений. С 12.11.2010г. по настоящее время Щукин А.В. постоянно зарегистрирован по адресу: **** , в/ч ** (л.д.25-26).
По данным ГУП "ЦТИ Пермского края" (Лысьвенский филиал, Оханский филиал): Щукин А.В. не имеет в Лысьвенском районе и г. Лысьва, в г. Оханске и Оханском районе квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности.
По сведениям Управления Росресстра по Пермскому краю Щукин А.В. жилых помещений на праве собственности не имеет (л. д. 29).
Протоколом N1 заседания жилищно-бытовой комиссии администрации г. Лысьвы от 29.01.1998г, постановлением администрации г. Лысьвы от 02.04.1998г. N 314 Щукин А.В. переведен из льготной очереди воспитанников детского дома в общую (л. д. 109-112, 113-114).
Согласно ответу администрации г. Лысьва от 14.08.2013г., Щукин А.В. состоянию на 12.08.2013г. состоит в общегородской очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Лысьва под N 3145, с датой постановки на учет 10 апреля 1991г. (л.д.32).
По сообщению администрации г. Лысьвы Пермского края от 02.04.2014г. за N01-12-421 Щукин А.В., /дата рождения/ , состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Лысьва с 10.04.1991г., по состоянию на 26.03.2014г. под N301 1. Учетное дело Щукина А.В. не сохранилось. Жилое помещение по договору социального найма Щукину А.В. не предоставлялось (л. д. 155).
Согласно сведениям Министерства социального развития Пермского края от 29.11.2013г. Щукин А.В., /дата рождения/ не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.58).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из незаконности перевода истца Постановлением администрации г. Лысьвы N 314 от 02.04.1998 г. из льготной очереди воспитанников детского дома в общую очередь и наличия необходимого юридического состава для предоставления ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верпом применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст.11, ст.109.1 ЖК РФ, ст.12 ГК РФ, закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ, закон Пермского края N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", закон Пермского края N 1939-419 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Доводы жалобы о том, что Постановление администрации г. Лысьвы от 02.04.1998 г. N 314, которым истец переведен из льготной в общую очередь, является законным и обоснованным, поскольку в указанный период действовали нормы п.2 ч.2 сг.32 ЖК РСФСР, в соответствии с которыми граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выезда на другое постоянное место жительства, судебной коллегией не принимаются . Из Протокола N 1 заседания жилищно-бытовой комиссии, на основании которого Администрацией г. Лысьвы принято Постановление N 314 от 02,04.2008 г., следует, что перевод Щукина А.В, в льготную очередь был обусловлен не выездом на иное постоянное место жительства, а фактом выявления за пределами Лысьвенского района. При рассмотрении дела судом установлено, что прав в отношении каких-либо жилых помещений Щукин А.В. с момента постановки на учет (10.04.1991 г.) не приобретал. Более того, сам факт перевода Щукина А.В. в общую очередь (а не исключение из числа лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения) свидетельствует об отсутствии выезда истца на другое место жительства и подтверждает его нуждаемость в предоставлении жилого помещения. По данной причине не может быть признана обоснованной ссылка заявителя жалобы на п.12 Указа губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 г., согласно которому снятие детей-сирот с учета осуществлялось по решению органа местного самоуправления с согласия органа опеки и попечительства в случаях выезда на другое место жительства. Доводы жалобы в указанной части не основаны на материалах дела.
Доводы жалобы о том, что ссылка суда на Постановление Совмина РСФСР от 3 1.07.1984 г. N 335, является некорректной, так как указанные в нем основания признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на категорию детей-сирот не распространялись, судебной коллегией отклоняются. Пунктом 25 указанного Постановления, аналогично правовой норме ст.37 ЖК РСФСР, действующего в рассматриваемый период, прямо предусматривалось предоставление вне очереди жилого помещения гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. При этом в абз.2 п.22 данного Постановления указано, что граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади. Таким образом, судом правильно применены нормы материального права и сделан вывод о том, что оснований для перевода истца в общую очередь из льготного списка у Администрации г. Лысьвы не имелось.
Доводы жалобы о том, что на дату рассмотрения спора порядок предоставления жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, изменился и истцом не был соблюден, истец не обращался в досудебном порядке к ГУ ГУ Минсоцразвития ПК с заявлением о рассмотрении вопроса по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у коллегии основания отсутствуют. Судом правильно указано, что письмом от 30.09.2013 г. (л.д.34) Министерство социального развития Пермского края Щукину отказало во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указало о возможности восстановления утраченного права на жилое помещение в судебном порядке. Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении истцом предусмотренного законом порядка получения жилого помещения для установленной категории граждан и невозможности реализации данного права во внесудебном порядке.
Поскольку судом установлено, что постановка истца на учет осуществлена до достижения им возраста 23-х лет, он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и жилым помещением в какой-либо период времени не был обеспечен, суд пришел к правильному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, а возраст заявителя на день обращения с иском при установленных обстоятельствах юридически значимым не является.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.