Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Казанцевой Е.С.
судей Бургановой Н.А. и Тотьмяниной Е.И.
с участием прокурора Михалевой Н.А.
при секретаре Нечаевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании 15.07.2014 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 18.04.2014 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах Каменских Д.В. , /дата рождения/ удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Каменских Д.В. , /дата рождения/ , благоустроенное жилое помещение в пределах территории Очерского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.
В части заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям на Межрайонное территориальное управление N 1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району - отказать.
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Каменских Д.В. к Правительству Пермского края, МТУ N 1 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в Очерском муниципальном районе Пермского края отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства общей площадью не менее 33 кв.м, за счет средств краевого бюджета, выделяемых с целью строительства жилья.
В судебном заседании прокурор Очерского района Пермского края на исковых требованиях настаивал.
Каменских Д.В. исковые требования прокурора Очерского района поддержал.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействии в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г, N 92-п.
Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в исковых требованиях отказать полном объеме, т.к. решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда и заключении договоров найма специализированного жилого помещения осуществляется на основании решения Министерства социального развития Пермскою края соответствии с осуществляется на основании решения Министерства социального развития Пермскою края соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Пермского края N 1194-п, нарушение установленного Порядка повлечет нарушение прав других детей-сирот.
Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку жилое помещение истцу будет предоставлено после окончания обучения.
Представитель Краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекции по капитальному строительству" в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку дирекция не наделена правом предоставления указанных в исковом заявлении жилых помещений.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывает, что федеральным законодательством предусмотрено предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения Каменских Д.В. на территории Очерского муниципального района не основано на действующем законодательстве. Помещение специализированного жилого фонда, возможно предоставить Каменских Д.В. лишь после окончания обучения в ГБОУ НПО " *** ", т.е. после 30.06.2015 г. Кроме того судом не в полной мере проанализированы все материалы, имеющие значение для дела, решение суда не соответствует нормам действующего законодательства.
В возражениях Каменских Д.В. и прокурор Очерского района Мальцева Л.К. просили решение суда оставить без изменения.
В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, выслушав мнение прокурора Бусовой В.Н., проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Каменских Д.В. , /дата рождения/ , является лицом, оставшимся без попечения родителей (л.д. 9-10). Матерью Каменских Д.В. является К., которая заочным решением Очерского районного суда Пермского края от 11 января 2006 года лишена родительских прав; сведения об отце внесены по заявлению матери (л.д. 19, 20-21). Постановлением главы Очерского муниципального района Пермского края от 9 октября 2006 года Каменских Д.В. назначен опекун К1. (л.д. 17,18). 17 октября 2006 года постановлением администрации Павловского городского поселения Пермского края N 166 Каменских Д.В. поставлен на льготную очередь детей-сирот, не имеющих собственного жилья (л.д. 17,18). Согласно выписок из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Каменских Д.В. и его родителя К. недвижимое имущество отсутствует (л.д. 13-15).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 109.1 ЖК РФ, п.п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", частями 1,2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктами 1 и 2 ст. 3 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что Каменских Д.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на дату разрешения спора жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен; 18-летнего возраста достиг. Общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению, должна составлять не менее 33 кв. м, жилое помещение должно отвечать требованиям благоустройства и предоставляться, исходя из места постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (применительно к положениям Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края) в границах Очерского муниципального района Пермского края. На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возложил на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, исследованных судом доказательствах, соответствующими требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Пермского края несостоятельны и отмену решения не влекут, поскольку выводов суда не опровергают.
Как следует из п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать в частности тому, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, нельзя однозначно утверждать о том, что жилое помещение может быть предоставлено в любом из муниципальных районов в пределах субъекта Российской Федерации. Жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства, предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с их согласия. Местом жительства Каменских Д.В. в силу ст. 20 ГК РФ, является Очерский муниципальный район, как и местом постановки на учет. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Каменских Д.В. жилое помещение в границах Очерского муниципального района Пермского края.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.12.2013) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
по достижении возраста 18 лет;
до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Коль скоро Каменских Д.В. достиг возраста 18 лет, то он имеет право на обеспечение жилым помещением, а предоставление жилого помещения после достижения возраста 18 лет, т.е. после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, является правом истца, так как он с таким заявлением не обращался к ответчику, то жилое помещение должно быть предоставлено ранее окончания учебного заведения по достижении истцом 18 лет.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Очерского районного суда Пермского края от 18.04.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.