Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Стрельцова А.С. и Швецова К.И., при секретаре Корякине М.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 28 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе ЕВДОКИМОВОЙ Н.Н. на решение Кировского районного суда г. Перми от 23 апреля 2014 года, в соответствии с которым, -
исковые требования указанного лица о возложении на ООО "Управляющая компания "Юком" обязанности, предусматривающей принятие мер к прекращению эксплуатации системы мусороудаления, расположенной в подъезде N ** дома N ** по ул. **** в городе Перми, путём заваривания люков мусоропровода и установления запрета складирования мусора в мусороприёмной камере оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения истицы Евдокимовой Н.Н., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евдокимова Н.Н. обратилась в суд с иском о возложении на ООО "Управляющая компания "Юком" (далее - ООО "УК "Юком") указанной выше обязанности, сославшись в обоснование исковых требований на следующие обстоятельства.
Истица является собственником квартиры N ** дома ** по ул. **** в г. Перми (далее - МЖД) и проживает в ней с момента передачи жилого здания в 1992-ом году в эксплуатацию. При вселении Евдокимовой Н.Н. в жилое помещение мусоропровод в подъезде N ** МЖД находился в исправном состоянии. После появления на лестничной площадке и в комнате посторонних запахов она обратилась в Роспотребнадзор за проведением экспертизы технического состояния инженерного оборудования мусоропровода и возможности его эксплуатации. В результате обнаружилось, что система мусороудаления в подъезде N ** МЖД функционирует с нарушениями требований СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 42-128-4690-88 "Содержание территорий населенных пунктов":
- отсутствуют устройства, обеспечивающие возможность очистки мусоропровода, его дезинфекции и дезинсекции, что является нарушением п. 8.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 и п. 2.2.8 СанПиН 42-128-4690-88;
- мусороприёмная камера не оборудована водопроводом, канализацией
(отсутствуют канализационные трубы), а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры, что является нарушением требований п. 8.2.3. СанПиН 2.1.2.2645-10. Эта же камера имеет смежную с жилым помещение N 153 перегородку (стеновая панель) в нарушение требований п. 8.2.3. СанПиН 2.1.2.2645-10, а также статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Специалистами Роспотребнадзора были выявлены нарушения ответчиком законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, после чего состоялось привлечение ООО "УК "Юком" к административной ответственности по статье 6.4. КоАП РФ. В период с 01 октября по 31 декабря 2013 года ответчик провёл частичный ремонт мусоропровода (установил уплотнения на клапаны, очистил канализационный сток в мусороприемной камере). Однако, для приведения системы мусороудаления в нормативное состояние, обеспечивающее безопасное проживание людей в подъезде N ** МЖД, необходимо произвести капитальный ремонт объекта, срок эксплуатации которого составляет более 20 лет. Требуется его реконструкция, предусматривающая: монтаж самостоятельного вытяжного клапана, системы водоснабжения, канализации в мусорной камере; установку (сооружение) дополнительной стены между жилой комнатой и мусороприемной камерой, а также устройств, позволяющих производить дезинфекцию и дезинсекцию системы мусороудаления; проведение работ по капитальному ремонту ствола мусоропровода. В настоящее время при эксплуатации отмеченного сооружения создаётся угроза причинения вреда здоровью граждан, в том числе истицы и членам её семьи, в связи с наличием недопустимого риска распространения инфекционных заболеваний.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истица настаивала па удовлетворении исковых требований, опираясь на приведённые выше обстоятельства.
Ответчик иск не признал, пояснив, что решение вопроса оставляет на усмотрение суда. Из пояснений представителя ООО "УК "Юком", многоквартирный дом N ** по ул. **** в городе Перми построен и введен в эксплуатацию в 1992 году. Тогда действовали иные санитарные нормы и правила. Капитальный ремонт МЖД и системы мусороудаления не проводился и возможен только на основании решения общего собрания всех собственников жилого здания, давших согласие на финансирование соответствующих работ.
Кировским районным судом г. Перми постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Евдокимова Н.Н. с учётом тех же обстоятельств, приводимых истицей в суде первой инстанции, положенных в основу её требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия, проверив по доводам апелляционной жалобы законность и обоснованность решения суда первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены. Изложенные в решении суда выводы об отсутствии правовых оснований для возложения на ООО "УК "Юком" обязанности, предусматривающей принятие мер к прекращению эксплуатации системы мусороудаления, расположенной в подъезде N ** дома N ** по ул. **** в городе Перми, путём заваривания люков мусоропровода и установления запрета складирования мусора в мусороприемной камере, - основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Согласно положениям частей 1 и 1.1 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Обязанность оказывать платные услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность возлагается на управляющую многоквартирным домом организацию по договору управления таким домом.
Система мусороудаления, расположенная в подъезде N ** дома N ** по ул. **** в городе Перми в силу положений статьи 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в указанном доме, надлежащим содержанием и ремонтом которого по условиям договора управления МЖД должна заниматься ООО "УК "Юком", не выходя за пределы требований действующего законодательства.
Как предусмотрено частью 1 статьи 39 и пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответчик, не имея такого решения, не обладает полномочиями на проведение капитального ремонта или реконструкции рассматриваемой системы мусороудаления.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено следующее, -
в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, как указано в пункте 4 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная ответственность, а также ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина вследствие нарушения санитарного законодательства, в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 55 и 57 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Доказав по средствам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ) наличие в воздухе рядом с местом нахождения мусоропровода вредных микроорганизмов в объёме, превышающем предельно допустимые нормы, -
истица вправе поставить перед соответствующим административно - надзорным органом вопрос о привлечении лица, ответственного за возникновение угрозы причинения вреда здоровью граждан, к административной ответственности, которая предусматривает назначение наказания в виде приостановления эксплуатации приспособленной для уборки мусора системы в МЖД.
Учитывая приведённые выше обстоятельства и нормы федерального законодательства, районный суд не имел законных оснований для возложения на ответчика указанных истицей обязанностей, которые могут быть возложены лишь при наличии отмеченных в законе условий.
Обращение Евдокимовой Н.Н. в суд за защитой прав на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в многоквартирном доме является преждевременным, т.е. не основанным на доказанном неисполнении ответчиком возникшей у него самостоятельной обязанности по принятию мер, направленных на капитальный ремонт или реконструкцию помещения мусоропровода в подъезде N ** дома ** по ул. **** в г. Перми.
В таком случае суд первой инстанции постановил по делу законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 199, 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ЕВДОКИМОВОЙ Н.Н. на решение Кировского районного суда г. Перми от 23 апреля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.