Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Петуховой Е.В.,
судей Фомина В.И., Пьянкова Д.А.
при секретаре Корякине М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 30 июля 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 29 апреля 2014 года, которым постановлено: возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Корчагину А.П. , /дата рождения/ , на территории Кишертского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кишертского района Пермского края (далее по тексту - прокурор), действующий в интересах Корчагина А.П., обратился в Ленинский районный суд г. Перми с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению Корчагину А.П., /дата рождения/ , благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах Кишертского муниципального района Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в связи с обращением Корчагина А.П., /дата рождения/ , прокуратурой Кишертского района Пермского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что Корчагин А.П., /дата рождения/ , относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители Корчагин П.В. и Корчагина О.В. заочным решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.07.2002 г. лишены родительских прав.
Решением комиссии МТУ N 3 Министерства социального развития Пермского края от 30.04.2013 г. Корчагин А.П. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
До 01.01.2013 г. Корчагин А.П. состоял в очереди на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся бес попечения родителей, лиц из их числа, по договорам социального найма, но жилым помещением по договору социального найма обеспечен не был.
С 01.01.2013 г. и до настоящего времени Корчагин А.П. не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В настоящее время с 15.03.2013 г. Корчагин А.П. зарегистрирован по месту пребывания в квартире по адресу: **** , принадлежащей Изюмцевой Е.А., регистрации по месту жительства Корчагин А.П. не имеет.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, п. п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года N 13-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на предоставление жилого помещения.
Представитель истца Колотова Л.А. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, не возражала против вынесения заочного решения.
Истец Корчагин А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.
Ответчик - Правительство Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом ответчик извещен надлежащим образом. В письменных возражениях представителем ответчика выражено несогласие с исковыми требованиями.
Третье лицо - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в представленном письменном отзыве на иск, указало о несогласии с иском.
Третье лицо - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия представителя, в письменном отзыве на иск выражено несогласие с заявленными исковыми требованиями.
Третье лицо - Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление, указало на то, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Третье лицо - Межрайонное территориальное Управление N 3 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление выразило свое согласие с иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.
Заявитель выражает несогласие с выводом суда в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению жилого помещения в границах Кишертского муниципального района. Считает, что по данному делу суд неправильно истолковал закон. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указывает на то, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией Кишертского муниципального района не основано на действующем законодательстве.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились.
От прокуратуры Кишертского района поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, в которых указывается на несостоятельность доводов жалобы заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах, изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом при разрешении спора Корчагин А.П., /дата рождения/ , на дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста (л. д. 7 - свидетельство о рождении, 6 - копия паспорта).
Согласно свидетельству N 219 Корчагин А.П. имел регистрацию по месту пребывания с 28.02.2012 г. по адресу: **** . (л.д.8)
Согласно свидетельству N 20 Корчагин А.П. имел регистрацию по месту пребывания с 15.03.2013 г. по 15.03.2014 г. в жилом помещении по адресу: **** , принадлежащем на праве собственности Изюмцевой Е.А. (л.д.9,17,18).
Согласно диплому о начальном профессиональном образовании, выданному 30.06.2011 г., Корчагин А.П. в 2011 г. окончил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Свердловской области " *** ", присвоена квалификация Маляр (строительный) 3 разряда по профессии мастер отделочных работ (л. д. 10).
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.07.2002 г. родители истца - К. и К1. лишены родительских прав в отношении К2. , /дата рождения/ , Корчагина А.П. , /дата рождения/ , с передачей на попечение органов опеки и попечительства (л. д. 11-14).
Согласно свидетельству о смерти К. умер 13.02.2008 г. (л. д. 15). Приказом директора МУ Территориального Центра социальной помощи семье и детям "Отрада" от 15.02.2001 г. К2. , /дата рождения/, и Корчагин А. , /дата рождения/, поставлены на полное государственное обеспечение и помещены в приемное отделение (л. д. 16).
Согласно справке 05.05.3003 г., выданной Администрацией У-Кишертского сельсовета, К.,К1. Корчагина О.П., Корчагин А.П. действительно состояли на регистрационном учете по адресу: **** . Дом по данному адресу для проживания не пригоден (остался один фундамент), в связи, с чем вынести постановление о закреплении жилья за несовершеннолетними К2., и Корчагиной А.П., возможности не имеется (л.д.20).
Согласно сведениям Кишертского филиала государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации Пермского края" объекты недвижимости за Корчагиной О.П., Корчагиным А.П., К.,К1. не зарегистрированы (л.д.24-25,28).
Согласно информации Администрации Усть-Кишерсткого сельского поселения Пермского края от 12.03.2013 г. следует, что Корчагин А.П., /дата рождения/, поставлен на очередь по ст. 51 ЖК РФ, на учет на улучшение жилищных условий с 22.09.2010 г. (л.д.29).
Решением жилищной комиссии администрации Усть-Кишерсткого сельского поселения Пермского края от 22.09.2010 г. Корчагин А.П. включен во внеочередную очередь на улучшение жилищных условий (л.д.30-34).
Согласно списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Кишертском муниципальном районе на 01.10.2012 г. Корчагин А.П. числится под N11 (л.д.35).
Согласно сведениям Кунгурского филиала государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации Пермского края" данных о правах на объекты недвижимого имущества за Корчагиным А.П. не имеется (л.д.37).
Согласно справке администрации Усть-Кишерсткого сельского поселения от 30.04.2013 г. по адресу: **** , на регистрационном учете состоят Корчагина О.П. (временная регистрация с 15.03.2013г. по 15.03.2014г.), Корчагин А.П. (временная регистрация с 15.03.2013г. по 15.03.2014г.), И. (л.д.38)
Решением комиссии МТУ N 3 Министерства социального развития Пермского края от 30.04.2013 г. Корчагин А.П. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.41-42).
Согласно сведениям Государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации Пермского края" от 26.03.2014 г. Корчагин А.П. квартиры, жилья в частном доме, принадлежащих на праве собственности не имеет, в приватизации жилья не участвовал, недвижимости, принадлежащей на праве собственности, также не имеет.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 24.03.2014 г. сведения о правах на недвижимое имущество и сделок зарегистрированных за Корчагиным А.П. 04.07.1993 г., отсутствуют.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, учитывая, что Корчагин А.П., как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Корчагин А.П. вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Корчагин А.П. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг 18 лет.
При этом, не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы заявителя о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией Кишертского муниципального района не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, в названном Постановлении указано на то, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия, по общему правилу, предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Местом жительства Корчагина А.П. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является Кишертский район Пермского края, где он зарегистрирован по месту пребывания в настоящее время. Невозможность предоставления жилого помещения по месту его жительства материалами дела не доказана.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Корчагину А.П. жилого помещения на территории Кишертского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению процессуальной позиции заявителя, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для чего не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми 29 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.