Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего: Змеевой Ю.А., судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В., при секретаре Цыганковой Е.С.,
рассмотрев 13 августа 2014 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 19 мая 2014 года, которым постановлено: обязать администрацию г.Перми предоставить Меметовой И.С. на семью из двух человек (Меметовой И.С. и К., ) земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении требований Меметовой И.С. к администрации г.Перми, ДЗО администрации г.Перми о выдаче разрешения на разработку схемы расположения и межевого плана земельного участка - отказать.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения представителя Меметовой И.С. -Фединой А.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Меметова И.С. обратилась в суд с иском к администрации г.Перми, Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении земельного участка в аренду на 3 года для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без торгов, выдаче разрешения на разработку схемы расположения и межевого плана земельного участка. В обоснование требований указала, что является матерью ребенка-инвалида, обратилась в администрацию г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка на основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". В удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка ответчик отказал. Отсутствие порядка предоставления земельных участков инвалидам не может препятствовать реализации указанного права. В связи с отсутствием сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных, участков, просит выдать ей разрешения на проведение соответствующих мероприятий. Полагает, что нуждаемость в улучшении жилищных условий правового значения при предоставлении земельного участка не имеет.
Истец в судебное заседание не явилась.
Представитель истца на иске настаивала.
Ответчики администрация г.Перми и ДЗО администрации г.Перми представителей в судебное заседание не направили. В письменном отзыве ссылаются на отсутствие доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, отсутствие сформированных земельных участков.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Департамента земельных отношений администрации города Перми, указывая в апелляционной жалобе на то, что истцом не представлена справка о составе семьи, сведения из УФРС и БТИ об объектах недвижимости, находящихся в собственности. Не представлено доказательств отсутствия у нее и членом семьи каких-либо иных помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) на праве собственности. Истцом не представлено справки об отчуждении объектов недвижимости за последние пять лет. Доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обусловленных ст. 52, 53 ЖК РФ истцом не представлено, в связи с чем нормы ст. 17 ФЗ N181-ФЗ применены быть не могут. Поскольку не представлен кадастровый паспорт земельного участка невозможно определить, идентифицированы ли границы земельного участка в установленном законом порядке. Земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке поставлен на кадастровый учет, только после этого он может быть передан в аренду. Считают, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Просят решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Меметова И.С. является матерью несовершеннолетней Колышкиной У.С. 9 июня 2009 пр., которая является ребенком инвалидом (копии свидетельства и справки л.д.15-16). 19 декабря 2013г. Меметова И.С. обратилась в ДЗО администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка на 3 года под строительство индивидуального жилого дома в г.Перми в соответствии Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. 11). 20 января 2014г. ДЗО администрации г.Перми отказал Меметовой И.С. в удовлетворении заявления (л.д.12). Меметовой И.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение в общежитии общей площадью 13,2 кв.м. по адресу: **** (копия свидетельства л.д.29, выписка л.д.36), в котором она проживает с дочерью К., (справка л.д.28). К., принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру общей площадью 47,3 кв.м. по адресу: **** (выписка л.д.35), в которой помимо К., зарегистрированы 4 человека.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что Меметова И.С. является матерью ребенка-инвалида К., нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, следовательно, имеет право па получение земельного участка в черте города Перми для индивидуального жилищного строительства на семью из двух человек.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
В силу абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из, земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, облагающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как следует из положений пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявлений гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещении, объекта, в том числе инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ, которым закреплено проведение работ по формированию земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке).
С учетом фактических обстоятельств дела и приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действующим на день рассмотрения настоящего дела законодательством предусмотрена возможность предоставления семье истца, нуждающейся в улучшении жилищных условий, земельного участку для индивидуального жилищного строительства в черте города Перми (по месту жительства лица).
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлена справка о составе семьи, сведения из УФРС и БТИ об объектах недвижимости, находящихся в собственности. Не представлено доказательств отсутствия у нее и членом семьи каких-либо иных помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) на праве собственности.
Исследуя, доказательства представленные истцом, суд первой инстанции пригнел к выводу о том, что истцы обеспечены жилыми помещениями общей площадью по 11,33 кв.м. на каждого, чго менее учетной нормы 12 кв.м. установленной в г. Перми.
При этом судом первой инстанции были учтены все жилые помещения, находящиеся в собственности истца и членов ее семьи и помещения, занимаемые семьей истца на условиях найма жилого помещения.
В материалах дела содержатся документы, подтверждающие состав семьи истца, справки с места жительства и свидетельства о праве собственности на жилое помещение.
Указанный довод апелляционной жалобы противоречит материалам дела.
В ходе разрешения спора судом ответчиком не было представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отчуждении в течении последних пяти лет каких-либо жилых помещений, поэтому оснований полагать, что семья истца намерена произвела ухудшение своих жилищных условий у суда не имелось.
Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку не представлен кадастровый паспорт земельного участка невозможно определить, идентифицированы ли границы земельного участка в установленном законом порядке.
В соответствии с п.З Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление. льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства.
Оценивая указанные доводы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что само по себе требование о предоставлении земельного участка не возлагает на ответчика обязанностей по проведению работ, связанных с формированием земельного участка. Истец, претендующий на земельный участок, в силу закона должен самостоятельно обеспечить проведение названных работ за свой счет. Па ДЗО администрации г.Перми лишь возлагается обязанность принять решение о предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства, тем самым создать условия для реализации упомянутого права.
Отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, указанной категории граждан, а также механизма применения закона не является препятствием для получения семьей истицы предоставляемой ему социальной поддержки.
Остальные доводы апелляционной жалобы на выводы суда и законность принятого решения не влияют.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Судом первой инстанции были верно определены и полно исследованы обстоятельства, имеющие значения для дела. Им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда должным образом мотивированы.
Нарушений норм материального и процессуального нрава, предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.