Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В. судей Казанцевой Е.С., Бургановой Н.А. с участием прокурора Михалевой Н.А. при секретаре Нечаевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании 29.07.2014 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу представителя Межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский" Тетеновой О.А. на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 21.05.2014 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский" по запросам N 5743 от 18.12.2013года, N 5196 от 26.11. 2013 года , N 5142 от 25.11.2013года, N 4977 от 14.11.2013года, N 4956 от 13.11. 2013 года , N 4619 от 29.10. 2013 года , N 4511 от 23.10. 2013 года , N 4516 от 23.10.2013года, N 4490 от 21.10. 2013 года , N 4486 от 21.10. 2013 года , N 4367 от 14.10.2013года, N 4239 от 07.10.2013года начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районов об установлении местонахождения граждан, которым не предоставляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия, незаконным.
Возложить на межмуниципальный отдел МВД России "Верещагинский" обязанность исполнять обращения начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районов об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Межмуниципальному отделу МВД России "Верещагинский", третьему лицу Отделу Военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районам о признании незаконными действий по отказу в исполнении обращений начальника отдела военного комиссариата об установлении местонахождения граждан, которым не предоставляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия, возложении обязанности исполнять обращения начальника отдела военного комиссариата об установлении местонахождения граждан, которым не предоставляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просил признать бездействие межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский" по запросам N 5743 от 18.12.2013года, N 5196 от 26.11.2011 Згода, N 5142 от 25.11. 2013 года , N 4977 от 14.11. 2013 года , N 4956 от 13.11. 2013 года , N 4619 от 29.10.201 Згода, N 4511 от 23.10. 2013 года , N 4516 от 23.10.2013года, N 4490 от 21.10.2013года, N 4486 от 21.10. 2013 года , N 4367 от 14.10. 2013 года , N 4239 от 07.10. 2013 года начальника отдела
военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районов об установлении местонахождения граждан, которым не предоставляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия, незаконным, возложить на межмуниципальный отдел МВД России "Верещагинский" обязанность исполнять обращения начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районов об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призьшом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия. В обоснование заявленных требований пояснил, что прокуратурой района проведена проверка деятельности МО МВД России "Верещагинский" в связи с информацией начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районам об итогах осеннего призыва 2013 года, в ходе которой установлено бездействие МО МВД России "Верещагинский" по Пермскому краю в отношении обращений отдела военного комиссариата об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.
Представитель ответчика МО МВД России "Верещагинский" Тетенова О.А. исковые требования не признала, указав, что обращения военкомата принимаются к исполнению, обязанность по проведению мероприятий по установлению местонахождения граждан, подлежащих призыву лежит на участковых уполномоченных, которые поручения военкомата исполняют по мере возможности. Ссылалась на неукомплектованный штат участковых уполномоченных, истечение срока исковой давности. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица отдела Военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районам Корнилов А.Н. уточненные исковые требования прокурора поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский" Тетенова О.А. с решением суда не согласна, просит его отменить. Указала, что розыск граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, к полномочиям полиции не относится; данная позиция представлена суду первой инстанции, однако не принята во внимание. Кроме того, не принят во внимание довод ответчика в суде первой инстанции об истечении срока исковой давности по настоящим требованиям, при этом в решении не приведены мотивы по которым сокращенный срок исковой давности, предусмотренный ст.256 ГПК РФ не применяется.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призьшом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Обязанности должностных лиц органов внутренних дел в сфере законодательства о воинской обязанности и военной службе определены ч. 3 ст. 4 указанного Федерального
закона, к которым относятся - производство розыска и при наличии законных оснований осуществление задержания граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен утвержденной Приказом Министра Обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007 года Инструкции "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности".
Подпункт "а" п. 5 Инструкции обязывает начальника ОВД по району, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в отношении деятельности МО МВД России "Верещагинский" в связи с обращением начальника Отдела военного комиссариата по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районов по невьшолнению отделом полиции мероприятий связанных с призывом на военную службу осенью 2013г., установлено, что в связи с проведением мероприятий по призыву граждан на военную службу, начальником военного комиссариата в адрес начальника МО МВД РФ "Верещагинский" направлялись запросы N 4239 от 07.10.2013года, N 4367 от 14.10.2013года, N 4490 от 21.10.2013года, N 4486 от 21.10.2013года, N 4511 от 23.10.2013года, N 4516 от 23.10.2013года, N 4619 от 29.10.2013года, N 4956 от 13.11.2013года, N 4977 от 14.11.2013года, N 5142 от 25.11.2013года, N 5196 от 26.11.2013 года, N 5743 от 18.12.2013года об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки (л.д.13-26).
Однако МО МВД России "Верещагинский" в полном объеме обращения военкомата не исполнены, мероприятия по установлению местонахождения граждан, обеспечению их прибытия на указанные мероприятия не проведены.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку и пришел к обоснованному выводу о том, что оставление Межмуниципальным отделом МВД России "Верещагинский" вьппеприведенных письменных обращений военного комиссариата Пермского края об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки, без исполнения, является незаконным бездействием Межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский".
Установив бездействие Межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский", суд обоснованно возложил на ответчика обязанность исполнять обращения начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и
Сивинскому районов об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.
Судебная коллегия выводы суда находит правильными, основанными на верно примененных нормах материального права и фактических обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выполнение мероприятий по розыску лиц, уклоняющихся от воинского учета и призыва на военную службу не отнесено к компетенции органов полиции, а положения Указа Президента РФ от 01.03.2011 года N 250 должны применяться в части не противоречащей ФЗ "О полиции", судебная коллегия находит не состоятельными. В силу вышеприведенных требований действующего законодательства, положений Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", принятого в развитие Закона "О полиции", и возлагающего на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами, органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Доводы жалобы об истечении срока исковой давности по настоящим требованиям судебной коллегией отклоняются.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", независимо от избранной лицом формы обращения в суд (подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ или подача искового заявления) именно суд определяет вид судопроизводства (исковое или по дела, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, требование лица, обратившегося за судебной защитой.
Из существа настоящего спора следует, что прокурор просил признать незаконным бездействие межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский" по запросам N 5743 от 18.12.2013года, N 5196 от 26.11.20113года, N 5142 от 25.11.2013года, N 4977 от 14.11.2013года, N 4956 от 13.11.2013года, N 4619 от 29.10.2013года, N 4511 от 23.10.2013года, N 4516 от 23.10.2013года, N 4490 от 21.10.2013года, N 4486 от 21.10.2013года, N 4367 от 14.10.2013года, N 4239 от 07.10.2013года начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районов об установлении местонахождения граждан, которым не предоставляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.
В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с пп. 3 п. 24 указанного выше Постановления Пленума, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
С учетом того, что об оставлении Межмуниципальным отделом МВД России "Верещагинский" письменных обращений военного комиссариата Пермского края об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить
повестки, без исполнения, прокурору стало известно из информации начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районам об итогах осеннего призыва 2013 года, датированной 19.02.2014 года за N 10/2304, а с требованием о признании бездействия Межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский" незаконным, прокурор обратился в суд 25.03.2014 года, т.е. в пределах трехмесячного срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права. Все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, судебная коллегия считает, что принятое по делу решение является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 21.05.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межмуниципального отдела МВД России "Верещагинский - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.