Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Киселевой Н.В.
Судей Кузнецовой Г.Ю., Фомина В.И.
При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 18.08.2014 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Клантаевой Р.З. на решение Бардымского районного суда Пермского края от 27.05.2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Клантаевой Р.З. о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Бардымского сельского совета от 07.06.2005 года об исключении ее из общего списка граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий, о признании за ней права на получение социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилого помещения, удостоверенного государственным жилищным сертификатом с 06 марта 2002 года, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клантаева Р.З. обратилась в суд с иском к администрации Бардымского сельского поселения, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Бардымского сельского совета от 07.06.2005 года об исключении ее из общего списка граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий, о признании за ней права на получение социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилого помещения, удостоверенного государственным жилищным сертификатом с 06 марта 2002 года.
Заявленные требования обосновывала тем, что с 2002 года имеет статус вынужденного переселенца, 06.03.2002 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Бардымского сельского совета. В мае 2007 года ей стало известно о том, что 07.06.2005 года она снята с учета в связи с переездом в другой населенный пункт. 25 мая 2007 года она обратилась с заявлением о постановке на учет по месту жительства - в администрацию Красноярского сельского поселения, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и состояла на учете по 10 декабря 2007 года. В 2008 году ей стало известно о снятии ее с учета 10.12.2007 года на основании протеста прокурора Бардымского района. 19.06.2008 года она вновь обратилась с заявлением о постановке на учет в администрацию Красноярского сельского поселения, решением социально-жилищной комиссии администрации Красноярского сельского поселения N 8 от 20.06.2008 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит на учете до настоящего времени.
Письмом Министерства строительства и архитектуры Пермского края от 11 декабря 2013 года NСЭД-35-04-02-11-489 ей отказано в выдаче и оформлении государственного жилищного сертификата в 2013 году, как вынужденной переселенке по тем основаниям, что в представленных документах датой постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий указаны различные даты: 6 марта 2002 года и 20 июня 2008 года.
Полагала, что имеет право на получение социальной выплаты со времени первоначальной постановки на учет, то есть с Об марта 2002 года.
В судебном заседании Клантаева Р.З. на иске настаивала.
Представители администрации Бардымского муниципального района, администрации Бардымского сельского поселения иск признали в части.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, администрация Красноярского сельского поселения, Управление федеральной миграционной службы по Пермскому краю представителей судебное заседание не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Клантаева Р.З., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Утверждает, что состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 06 марта 2002 года. Изменения жилищных условий за этот период не произошло; ссуда, субсидия на строительство (приобретение) жилья, компенсация за утраченное жилье истице не выплачивались. Обращает внимание, что Бардымское и Красноярское сельские поселения входят в состав одного муниципального образования - Бардымского муниципального района, которым оформляются и формируются учетные дела и сводные списки вынужденных переселенцев; статус вынужденного переселенца у Клантаевой Р.З. не прекращался, за пределы Бардымского муниципального района она не выезжала.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав стороны, судебная коллегия по гражданским делам, приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (с последующими изменениями и дополнениями) определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 7 данного Закона установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.
Во исполнение этого Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845, утвердившее Положение, которое определяет порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами.
Подпунктом "б" пункта 3 указанного Положения закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
Согласно п.2 ст.7 закона "О вынужденных переселенцах" органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности и в соответствии с п. 39 Положения в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Формирование и ведение сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приказом Минфедерации РФ от 10.04.2001 N 31 возложено на комиссии территориального органа Минфедерации России по распределению жилья, которая на основании сведений органов местного самоуправления о принятии вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий формирует сводный по соответствующему субъекту Российской Федерации список.
При этом в соответствии с пунктом 8 указанного приказа вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения Территориального органа Минфедерации России (в настоящее время УФМС России по Пермскому краю) от 25 декабря 2001 года Клантаевой Р.З. , /дата рождения/ , выдано удостоверение вынужденного переселенца с присвоением личного дела N 1157-004464, срок действия статуса продлен до 25 декабря 2014 года.
С 06 марта 2002 года по 06 июня 2005 года Клантаева Р.З. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Бардымского сельского совета Бардымского района Пермской области, как обладающая статусом вынужденного переселенца.
07 июня 2005 года решением жилищной комиссии N 2 Клантаева Р.З. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Бардымского сельского поселения.
Отказывая Клантаевой Р.З. в удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии от 07.06.2005 года, суд правильно исходил из того, что в связи с выездом на постоянное место жительства в иное муниципальное образование, а именно, Красноярский сельсовет, заявитель утратила основания для нахождения на жилищном учете в Бардымском сельском поселении. Сославшись на положения ст.56 ЖК РФ, суд верно указал, что в связи с проживанием в Красноярском сельском поселении, Клантаевой Р.З. следовало обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на соответствующий учет, представив необходимые документы.
С учетом того, что с требования об оспаривании решения жилищной комиссии от 07.06.2005 года заявлены Клантаевой Р.З. после истечения процессуального срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, доказательств уважительности причин пропуска данного срока, объективно исключающих возможность обращения в суд с настоящим заявлением в установленный законом срок, в установленном порядке, заявителем не представлено, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Суд указал, что Клантаева Р.З. не исключена из сводного списка и не лишена права на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, ввиду того, что государственные жилищные сертификаты подлежат выдаче исключительно согласно очередности.
Оснований для возложения обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края признать за Клантаевои Р.З. право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения, удостоверенного государственным жилищным сертификатом с 06 марта 2002 года судом не усмотрено в связи с тем, что органом исполнительной власти субъекта РФ сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку Клантаева Р.З. решением социально-жилищной комиссии администрации Красноярского сельского поселения постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещения 20.06.2008 года, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания Клантаевои Р.З. состоящей на вышеуказанном учете с 06.03.2002 г. не имеется.
Указанные выводы суда не могут быть признаны верными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
Анализируя положения указанных Правил, суд верно указал, что очередность предоставления гражданам - участникам подпрограммы государственных жилищных сертификатов зависит от даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В то же время, судом не принято во внимание, что снятие Клантаевои Р.З. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории Бардымского сельского поселения Бардымского района Пермской области и постановка на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории Красноярского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, не свидетельствует об отсутствии у нее права состоять в сводном списке с даты первоначальной постановки на учет - 06 марта 2002 года, поскольку правоотношения между истцом и органом местного самоуправления по предоставлению жилого помещения возникли именно с указанного времени.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Клантаевои Р.З. требований о признании за ней права на получение социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилого помещения, удостоверенного государственным жилищным сертификатом с 06 марта 2002 года.
Удовлетворяя требований Клантаевои Р.З., судебная коллегия учитывает, что статус вынужденного переселенца заявителем до настоящего времени не утрачен, с 06 марта 2002 года ее жилищные условия не изменились; материалы дела свидетельствуют о том, что ссуда, субсидия на строительство (приобретение) жилья, компенсация за утраченной жилье Клантаевои Р.З. не выплачивались.
Следовательно, правовое положение заявителя соответствует требованиям, установленным в приведенных нормативных актах и Клантаева Р.З. имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных ФЗ "О вынужденных переселенцах", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 с даты первичной постановки на учет, то есть с 06 марта 2002 года.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бардымского районного суда Пермского края от 27.05.2014 года отменить в части отказа Клантаевои Р.З. в иске о признании за ней права на получение социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилого помещения, удостоверенного государственным жилищным сертификатом с 06 марта 2002 года.
Принять в указанной части новое решение, признав за Клантаевои Р.З. право на получение социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилого помещения, удостоверенного государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", с даты первоначальной постановки на учет - с 06 марта 2002 года.
В остальной части апелляционную жалобу Клантаевои Р.З. оставить без удовлетворения, решение Бардымского районного суда Пермского края от 27.05.2014 года - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.