Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н., судей Елецких О.Б., Степанова П.В.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 25 августа 2014 г. дело по апелляционной жалобе администрации г.Перми на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 23 мая 2014 г, которым постановлено:
возложить на муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации г.Перми и администрацию Дзержинского района г. Перми обязанность организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома N ** по ул. **** по проведению оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47, в целях признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя прокуратуры Кузнецовой С.Н., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении обязанности на муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации города Перми и администрацию Дзержинского района г.Перми организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного жилого дома N ** по ул. **** по проведению оценки многоквартирного дома в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. Требования мотивированы тем, что межведомственной комиссией 10.09.2009 г. данный дом признан непригодным для постоянного проживания, однако до настоящего времени уполномоченным органами не принято мер для оценки уровня безопасности проживания в названном доме, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вопросы признания многоквартирных домов аварийными относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Администрацией г.Перми приняты нормативные акты, регулирующие работу таких комиссий, которые созданы в каждом районе города. Администрацией г.Перми инициировано проведение общего собрания нанимателей жилых помещений в спорном доме, на котором принято решение об обращении в администрацию Дзержинского района для проведения межведомственной комиссии. Управлением жилищных отношений уже осуществлялись действия, направленные на обследование дома. Установление срока исполнения решения является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.
Согласно ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (д;1лее -Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что межведомственной комиссией осуществлено обследование вышеупомянутого дома, по результатам которого составлено заключение, и дом признан непригодным для постоянного проживания, однако ни одного из решений, предусмотренных Положением, межведомственной комиссией не принято, что препятствует решению вопроса о дальнейшей судьбе дома и нарушает права граждан, поскольку создает неопределённость при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц, то есть не влечет за собой требуемых в данной ситуации правовых последствий.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на ответчиков обязанность организовать деятельность межведомственной комиссии по обследованию многоквартирного дома в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из смысла закона следует, что администрация г.Перми, в том числе и в лице своих территориальных органов, как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссией, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Ссылки в жалобе на то, что комиссия проводит оценку соответствия помещения на основании заявления собственника или нанимателя жилого помещения, не даёт повода для уклонения органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанностей. Поскольку принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения влечет нарушение жилищных прав граждан.
Вопросы признания многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда. С учетом части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 2, 5, 8 Положения, следует прийти к выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования таких домов.
Поскольку признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, то привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.
Само по себе то, что межведомственная комиссия при администрации Дзержинского района г.Перми не приняла до настоящего времени иного решения, которое бы соответствовало Положению, специализированная организация к обследованию многоквартирного дома не привлечена, свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности этой комиссии.
Доводы жалобы о принятии администрацией г.Перми определенных мер к обследованию дома специализированной организацией не влекут необходимость отмены решения, поскольку несмотря на те меры, на которые ссылается ответчик, вопрос обследования жилого дома в соответствии с вышеназванным Положением на момент рассмотрения дела в суде фактически не решен.
Ссылки на неправомерность установления срока исполнения решения суда не могут быть приняты во внимание, поскольку возможность установления такого срока предусмотрена ч.2 ст.206 ГПК РФ.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации г.Перми на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 23 мая 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.