Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Судневой В.Н., судей Степанова П. В., Елецких О.Б., при секретаре Сероваевой ТТ. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гайнского района Пермского края в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к МБОУ "Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа" и администрации Гайнского муниципального рациона Пермского края о признании деятельности по безлицензионной добыче подземных вод незаконной, возложении обязанностей предусмотренных законодательством о недрах и финансировании данных мероприятий
по апелляционной жалобе МБОУ "Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа" на решение Гайнского районного суда Пермского края от 06 июня 2014 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя МБОУ "Верхнестарицкая СОШ" Гущина О.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гайнского района Пермского края (далее - прокурор), выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ "Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа" (далее - учреждение) и администрации Гайнского муниципального рациона Пермского края (далее - администрация) о признании деятельности по безлицензионной добыче подземных вод незаконной, возложении обязанностей предусмотренных законодательством о недрах и финансировании данных мероприятий.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о недрах при добыче пресных (подземных) вод установлено, что учреждение осуществляет добычу пресных (подземных) вод из скважины, с нарушением законодательства о недрах, в отсутствие соответствующей лицензии на добычу пресных (подземных) вод посредством использования водозаборных скважин, и каких-либо правоустанавливающих документов.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 06 июня 2014 года иск удовлетворен, оспариваемая деятельность признана незаконной, на учреждение возложена обязанность в срок до 31.12.2015г. привести деятельность по добыче подземных вод в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", а на администрацию возложена обязанность за счет бюджет муниципального образования Гайнский муниципальный район в срок до 01.09.2014г. профинансировать данные мероприятия.
В апелляционной жалобе учреждения ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции учреждение, осуществляя хозяйственную деятельность по добыче пресных (подземных) вод эксплуатирует водозаборную скважину, глубиной 20 м.
В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.
Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Приобретение права пользования подземными водными объектами, а также порядок их использования устанавливается указанным законом, согласно требованиям статьи 11 которого предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, которая подтверждает наличие всех необходимых разрешений и согласований пользования природными ресурсами, допустимость воздействия добычи полезных ископаемых из недр на состояние окружающей среды (статья 12).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Установив, что ответчиком незаконно осуществляется деятельность по добыче подземных пресных вод без лицензии на право пользования недрами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего иска ответчиком лицензия на соответствующий вид деятельности получена не была, данный факт ответчиком в суде не оспаривается.
Разрешая спор, суд, надлежаще оценив представленные сторонами доказательства и верно установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения статьи 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, о том, что получение лицензии не требуется несостоятельны, поскольку детальность учреждения не подпадает под действие указанной статьи.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанная норма устанавливает ограничения, как при добыче общераспространенных полезных ископаемых, так и при строительстве подземных сооружений.
Иное толкование закона противоречит ст. 1.2 Закона о недрах, в соответствии с которой недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.
Таким образом, недра являются исключительной собственностью Российской Федерации, а потому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления.
Правильность применения ограничения добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубину до пяти метров подтверждается также подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, предусматривающим, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
Поскольку ограничение использования для своих нужд относится как к строительству подземных сооружений, так и к добыче общераспространенных полезных ископаемых, то и ограничение на глубину до пяти метров следует относить к обоим видам разрешенных ст. 19 Закона о недрах действий собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Аналогичные нормы содержат и Закон Пермского края от 09.11.2012 N 114-Пермского края "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края" и Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 09.04.2010 N СЭД-30-01-03-97.
Также суд первой инстанции обоснованно отметил, что отношения по землепользованию в отношении земельного участка на котором расположена скважина учреждением не оформлены, поэтому его деятельность нельзя расценить, как осуществление добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, что также противоречит закону.
Одновременно Судебная коллегия обращает внимание, что эксплуатация водозаборных скважин для добычи пресных подземных вод без лицензии является недопустимой, поскольку без проведения мероприятий, предшествующих получению лицензии, забор воды осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вредного воздействия на окружающую природную среду, что может привести к загрязнению или засорению водного объекта, а также иным негативным последствиям.
Кроме того, самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр, а также причинения вреда здоровью населения.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных в данном деле, и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гайнского районного суда Пермского края от 06 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ "Верхнестарицкая средняя общеобразовательная школа" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.