Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Ивановой Т.В., судей Швецова К.И. и Стрельцова А.С, при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 03 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 10 декабря 2013 года, которым постановлено, -
возложить на администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края обязанности:
включить Монову Е.Б. в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта "Ликивидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта "Достойное жильё" в 2013 году";
заключить с указанным лицом договор выкупа 1/4 доли в праве собственности на квартиру N ** общей площадью 41, 9 кв.м в доме N ** по улице **** г. Губахи Пермского края;
выплатить Моновой Е.Б. безвозмездную субсидию на приобретение жилья в сумме ** рублей;
решение в части возложения обязанности включить в Список и заключить договор выкупа подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения представителя администрации городского округа "Город Губаха" - Мальцевой Н.С., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Монова Е.Б. обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями к администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края, приводя во внимание следующие обстоятельства.
27.02.1995 года истица по договору приватизации жилого помещения приобрела % долю в праве собственности на квартиру N ** общей площадью 41,9 кв.м в доме N ** по улице **** г. Губахи Пермского края, о чём имеются сведения в Губахинском филиале ГУЛ "ЦТИ Пермского края". Указанный дом в августе 2011 года в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
04.04.2013 года решением Губахинской городской Думы N 49 утверждён муниципальный проект, регламентирующий проведение мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения, сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жильё". При отсутствии законных оснований ответчик не включил Монову Е.Б. в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, в том числе по адресу: **** , планируемых к расселению в связи со сносом в рамках реализации указанного муниципального проекта. В этом случае истица была лишена права на выкуп у неё органом местного самоуправления 1/4 доли в праве собственности на квартиру N ** общей площадью 41, 9 кв.м в упомянутом доме путём выплаты ей безвозмездной субсидии на приобретение достойного жилья в сумме ** рублей в порядке предоставления гражданам, имеющим непригодные для проживания жилые помещения, мер социальной поддержки.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции представитель истицы настаивал на удовлетворении заявленных требований,, опираясь на приведённые выше обстоятельства.
Ответчик иск не признал, пояснив, что истица не утратила возможность реализации своего права в период действия муниципального проекта о проведении мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения на территории Губахинского городского округа в 2014 году. Перед этим Моновой Е.Б. нарушен порядок обращения в местную администрацию за выкупом у неё части жилого помещения по адресу: **** . Вопрос о выплате истице субсидии должен решаться при участии Правительства Пермского края, осуществляющего софинансирование названной программы.
Губахинским городским судом Пермского края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края, т.к. считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Реализация ответчиком мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения, сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа проводится, в том числе за счёт средств бюджета Пермского края. Суду необходимо было привлечь к участию в деле Правительство Пермского края и определиться, в каком именно объёме и соотношении должны использоваться средства местного и краевого бюджетов в целях принятия мер к улучшению жилищных условий истца. Ответчик не вправе самостоятельно распоряжаться средствами краевого бюджета. Участие граждан в программе носит добровольный характер, поэтому Монова Е.Б. должна была обратиться к ответчику с соответствующим заявлением и представить необходимый пакет документов.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения.
С учётом правильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, их доказанности, руководствуясь нормами действующего законодательства, районный суд правомерно удовлетворил требования истицы.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского округа относится:
обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как указано в частях 10 и 6 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В развитие приведенных выше нормативных положений федерального законодательства, осуществлено принятие:
Закона Пермского края от 24.12.2007 N 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов";
постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 N 14-п "Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жильё";
решения Губахинской городской Думы от 04.04.2013 года N 49 "Об утверждении муниципального проекта, регламентирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жильё".
Принимая во внимание принадлежность истице 1/4 доли в праве собственности на квартиру N ** общей площадью 41, 9 кв.м в доме N ** по улице **** г. Губахи Пермского края, в установленном порядке признанном аварийным и подлежащим сносу, вместе с тем с учётом отмеченных выше требований закона и иных нормативных правовых актов, -
Монова Е.Б., входящая в круг участников названного муниципального проекта, приобрела право на своевременное заключение с ней договора выкупа органом местного самоуправления части указанного жилого помещения с выплатой ей в порядке реализации данного договора безвозмездной субсидии на приобретение жилья в сумме **** рублей. Установленный судом размер субсидии ответчиком не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену постановленного судом первой инстанции решения по настоящему делу. Данным решением не исключается привлечение в необходимом порядке и размере средств бюджета Пермского края в процессе осуществления администрацией городского округа "Город Губаха" мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений в благоустроенные жилые помещения и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа. Указанные действия осуществимы на стадии исполнения судебного акта. На ответчика возложена лишь обязанность по созданию условий для реализации истицей жилищных прав. Вопрос о правах и об обязанностях Правительства Пермского края в рамках действия вышеуказанного муниципального проекта, в том числе в отношении отдельного его участника Моновой Е.Б., судом первой инстанции не разрешался.
Обращение решения суда к немедленному исполнению допустимо при наличии оснований, прямо предусмотренных статьями 211 и 212 ГПК РФ.
Усмотрев для этого особые обстоятельства районный (городской) суд обратил обжалуемый судебный акт в части возложения обязанности по включению истицы в названный Список и заключению с ней договора выкупа к немедленному исполнению, с чем судебная коллегия не может согласиться. Исполнение ответчиком предписаний суда в установленный законом срок не приведёт к причинению лицу значительного ущерба. Иное Моновой Е.Б., не доказано. Исковых требований о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев или восстановлении его на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума судом не рассматривалось.
Руководствуясь статьями 199 и 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 10 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Исключить из решения суда указание об обращении его в части к немедленному исполнению.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.