Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Лаврентьева В.Ю., судей Опалевой Т.П., Ворониной Е.И., при секретаре Семченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 03 сентября 2014 г. дело по апелляционной жалобе Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам на решение Губахинского городского суда Пермского края от 24 июня 2014 г., которым постановлено:
"Признать за Ковшениной Т.А. право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года за N5-ФЗ "О ветеранах" с 16 апреля 2014 года.
Возложить на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам обязанность выдать Ковшениной Т.А. удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года за N5-ФЗ "О ветеранах".
Взыскать с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам в пользу Ковшениной Т.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковшенина Т.А. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам о признании за ней права на меры социальной поддержки с 16 апреля 2014 года и об обязании выдать ей удостоверение о праве на меры социальной поддержки, взыскать расходы по оплате госпошлины. Исковые требования она мотивировала тем, что ее сын К. при прохождении воинской службы умер в Окружном госпитале Восточного военного округа Министерства обороны РФ. 16 апреля 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", в чем ей было отказано, так как в извещении воинской части было указано, что ее сын умер в результате самоубийства.
В судебном заседании истец Ковшенина Т.А. на иске настаивала.
Представитель ответчика Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, указывая на то, что сын Ковшениной Т.А. умер в результате самоубийства, что не позволяет отнести его к погибших при исполнении обязанностей военной службы. По мнению ответчика, гибелью военнослужащего следует признать смерть от внешнего воздействия, а не в результате болезни или иных причин. Погибший военнослужащий и умерший военнослужащий - разные понятия. Поскольку К. не является погибшим, то его мать не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах".
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с п.1,2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:
участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
исполнения должностных обязанностей;
несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
участия в учениях или походах кораблей;
выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
нахождения в служебной командировке;
нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;следования к месту военной службы и обратно;
прохождения военных сборов;
нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:
самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;
добровольного приведения себя в состояние опьянения;
совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ковшенина Т.А. является матерью К. дата рождения, который проходил военную службу по призыву в войсковой части **
дата . К. умер в Окружном военном госпитале Восточного военного округа Министерства обороны РФ. Причиной смерти явилась механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при самоповешении.
Из справки войсковой части следует, что смерть рядового К. связана с исполнением обязанностей военной службы.
Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случае нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени. Обстоятельства, исключающие признание смерти военнослужащего наступившей при исполнении обязанностей военной службы, исчерпывающе предусмотрены в ч.2 ст.37 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" - это самовольное нахождение военнослужащего вне расположения воинской части, добровольное приведение себя в состояние опьянения, совершение военнослужащим деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Среди исключающих обстоятельств не предусмотрено совершение военнослужащим самоубийства.
В соответствии с п.2 ст. 36 ранее действовавшего Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11.02.1993 г. N 4455-1 военнослужащий не признавался исполняющим обязанности военной службы при совершении самоубийства или покушении на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства.
При принятии Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" законодатель исключил самоубийство из числа обстоятельств, исключающих признание смерти военнослужащего наступившей при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" основанием для отказа военнослужащим и членам их семей в предоставлении им социальных гарантий и компенсаций, непосредственно вытекающих из факта исполнения обязанностей военной службы является установление факта гибели (смерти) военнослужащего при обстоятельствах, указанных в части 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что смерть К. наступила в период самовольного нахождения вне расположения воинской части, либо в результате добровольного приведения себя в состояние опьянения, либо при совершении им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным, то основания для отказа Ковшениной Т.А. в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" отсутствуют.
Таким образом, при разбирательстве дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка. Выводы, к которым пришел суд, в решении мотивированы с учетом установленных обстоятельств и исследованных по делу доказательств, решение суда основано на нормах закона, подлежащих применению, поэтому обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 24 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.