Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Шукеновой М.А., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ рассмотрела в судебном заседании 20 марта 2014 года дело по частной жалобе представителя ответчика - ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - ФИО2 на определение судьи Исилькульского городского суда Омской области от 12 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Произвести замену должников в исполнительном производстве N " ... " по исполнительному документу N " ... " от 03.12.2013г с Министерства труда и социального развития Омской области, Управления министерства труда и соцразвития Омской области по " ... " на ГУ Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление министерства труда и социального развития Омской области по " ... " обратилось в суд с заявлением о замене должников.
В обосновании заявления указано, что решением " ... " городского суда Омской области от 03 декабря 2013 года на Министерство труда и социального развития Омской области и Управление министерства труда и социального развития Омской области по " ... " району возложена обязанность обеспечить ФИО1 путевкой на санаторно-курортное лечение по профильному заболеванию. 30.12.2013 по акту приема-передачи Министерством труда и социального развития Омской области были переданы личные дела граждан, состоявших на учете в Управлении по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, в Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, таким образом, полномочия, связанные с выдачей путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, не входит в настоящее время в компетенцию Министерства труда и социального развития Омской области и Управления министерства труда и социального развития Омской области, а являются полномочиями Фонда социального страхования.
Просили произвести замену должников - Управление Министерства труда и социального развития по " ... " Омской области и Министерство труда и социального развития Омской области на ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
В судебном заседании представитель заявителя - Управления министерства труда и социального развития Омской области по " ... " - ФИО3 заявление поддержала по изложенным в нем доводам, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Омской области - ФИО4 заявление поддержала.
Представитель истца - помощник " ... " прокурора фио не возражала против удовлетворения заявления.
Представитель - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - ФИО5 возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на отсутствие оснований для возложения на них обязательств по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение за 2012-2013 годы. Просил в удовлетворении заявления о замене должника отказать.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе представитель ответчика - ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - ФИО2 просит определение судьи " ... " городского суда Омской области от 12 февраля 2014 года отменить, ссылаясь на толкование соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Омской области за 2010 и 2013 годы, полагает, что отсутствуют основания возлагать на Фонд социального страхования обязательства, не исполненные Министерством труда и социального развития Омской области. Указывает, что денежных средств для финансирования этих обязательств в бюджете Фонда не предусмотрено. Полагает, что судом не исследованы вопросы о причинах неисполнения ответчиками вступившего в законную силу решения, о целевом расходовании средств федерального бюджета, поступавших в бюджет Омской области в виде субвенций, неправомерно не были привлечены для исследования этих обстоятельств Министерство финансов Омкой области, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ.
Письменных возражений относительно частной жалобы не представлено.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих лиц без их извещения согласно ч. 2 ст. 333 ГПК РФ.
Проверив материалы дела и дополнительно представленные прокурором материалы, заслушав заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. В частности, в п. 2 ст. 26.3 этого Федерального закона приведён исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Минтрудсоцразвития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с 01.01.2011 по 31.12.2013. В период его действия решением Исилькульского городского суда Омской области от 03 декабря 2013 года была возложена обязанность на Минтрусоцразвития Омской области и его территориальный орган предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение. На момент обращения с данным заявлением решение суда не было исполнено.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014, которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также с 01.01.2014 на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п. Таким образом, на момент подачи и рассмотрения заявления полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области.
В соответствии со ст.ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счёт собственных средств.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" ФСС РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
31.12.2013 в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках.
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривалось получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 108 384 100 руб. Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривалось получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 66 666 600 руб. Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от 25.12.2012 N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 68 567 000 руб.; получение субвенций на эти цели в 2014 и 2015 годах не предусмотрено.
Согласно представленным письмам Минтрудсоцразвития Омской области в 2011 году из выделенных федеральным бюджетом субвенций непосредственно на санаторно-курортное лечение было потрачено 98 376 300 руб., в 2012 году - 56 181 200 руб., в 2013 году - 53 575 500 руб.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Омской области от 31.07.2012 N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было израсходовано 106 384 100 руб., что составило 98,2% от суммы субвенций. Согласно приложения N 3 к Закону Омской области от 17.07.2013 N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" на оказание этого вида государственной социальной помощи было израсходовано 65 090 659,21 руб., что составило 94,8% от суммы субвенции. Целевое расходование средств, предоставленных бюджету Омской области в виде субвенций, подтверждается также исследовавшимися судом апелляционной инстанции отчётами о расходовании субвенций, направлявшимися Министром труда и социального развития Омской области в адрес Министра труда и социальной защиты РФ.
Закон Омской области об исполнении областного бюджета за 2013 год на настоящий момент не принят, однако, согласно отчёта о расходовании субвенций за 2013 год из полученных 72 121,6 тыс. руб. израсходовано на санаторно-курортное лечение 53 565,73 тыс. руб. и на бесплатный проезд 7 220,13 тыс. руб.; остаток неизрасходованных средств в сумме 11 335,2 тыс. руб. в соответствии с п. 5 ст. 242 БК РФ был возвращен в федеральный бюджет, что подтверждается представленным прокурором платёжным поручением N " ... " от " ... "
Доказательств нецелевого расходования Министерством труда и социального развития Омкой области средств, предоставленных в виде субвенций, не имеется. При этом из приложенного представителем ГУ - ОРО ФСС по Омской области к частной жалобе письма следует, что путевками на санаторно-курортное лечение были обеспечены в 2011 году только 30,3% граждан соответствующей категории, в 2012 году - 33%, в 2013 году - 12,5%, и для полного обеспечения путевками требуется около 200 млн.руб. (л.д. 74-75).
Указанное свидетельствует о том, что размер предоставлявшихся бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно за их счёт. Данное обстоятельство подтверждается также перепиской по вопросу исполнения вышеуказанных полномочий Российской Федерации между органами власти Омской области и федеральными органами исполнительной власти. Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос целевого использования субвенций должниками отмену определения повлечь не может, так как факт их надлежащего расходования установлен судом апелляционной инстанции на основании представленных доказательств.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ. В частности, в соответствии со ст. ст. 30 и 31 БК РФ принципами бюджетной системы являются разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов, что заключается в закреплении в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Согласно абз. 6 п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. В силу п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Поскольку на момент разрешения заявления ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Минтрудсоцразвития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, вывод суда первой инстанции о том, что оно не могло продолжать исполнять возложенную судом обязанность в отношении ФИО1 является правильным. В силу закона соответствующие обязательства с 01.01.2014 перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств для исполнения такой обязанности не исключает перехода обязанности от предыдущего должника, которому также не было обеспечено достаточное финансирование, поэтому соответствующие доводы жалобы не могут повлечь отмену определения суда.
С учётом установленных обстоятельств суд правильно применил ст. 44 ГПК РФ и заменил выбывших из спорного правоотношения должников Министерства труда и социального развития Омской области и его Управление по " ... " новым должником ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ.
Ссылка на то, что судом не были привлечены к участию в деле Министерство финансов Омской области, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ является несостоятельной, так как на стадии исполнения решения привлечение к участию в деле новых лиц гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено, а те обстоятельства, для исследования которых податель жалобы полагает необходимым привлечение перечисленных органов исполнительной власти, были установлены на основании представленных доказательств.
Довод жалобы об отсутствии в резолютивной части определения разъяснений о порядке его обжалования в силу ч. 3 ст. 330 ГПК РФ не может повлечь отмену постановленного определения, поскольку данное нарушение на правильность выводов суда не повлияло и не стало препятствием к реализации заявителем своего права на обжалование судебного акта.
Нарушений норм материального и норм процессуального права при вынесении судом первой инстанции обжалуемого определения не допущено, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Исилькульского городского суда Омской области от 12 февраля 2014 года оставить без изменения, частную жалобу представителя ответчика - ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.