Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Шукеновой М.А., Ланцовой М.В.,
с участием прокурора Смирновой Я.Е.
при секретаре Воропановой М.Б. рассмотрела в судебном заседании 02 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 11 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ленинского административного округа г. Омска удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год ФИО1 в соответствии с рекомендуемым профилем и местом лечения".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, ГУ ОРО ФСС РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, указав, что ФИО1 является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, нуждается в санаторно-курортном лечении. 17.10.2011 ФИО1 подано в Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания " " ... "" Ленинского АО г. Омска заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, в связи, с чем он постановлен на учет по обеспечению указанной путевкой. Вместе с тем, до настоящего времени санаторно-курортной путевкой истец не обеспечен.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора ЛАО г. Омска к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Просили обязать ответчиков предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год ФИО1 в соответствии с рекомендуемым профилем и местом лечения.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского АО г. Омска ФИО2 и истец ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, ссылаясь на нуждаемость истца в санаторно-курортном лечении.
Представитель ответчика - ГУ - ОРО ФСС РФ - ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагая, что Фонд является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Омской области - ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что неисполненные обязательства по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение были переданы в Фонд социального страхования.
Ответчик Управление министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, третье лицо БУОО "КЦСОН "Родник" Ленинского административного округа г. Омска" о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, настаивает на отсутствии оснований для возложения на Фонд ответственности за неисполнение Управлением Министерства труда и социального развития Омской области обязанности по обеспечению санаторно-курортным лечением истца, указав, что у Фонда такая обязанность возникла только с 01.01.2014 и личные дела граждан для получения путевок им не переданы. При этом считает недоказанным факт отсутствия у Управления Министерства труда и социального развития Омской области средств на обеспечение санаторно-курортными путевками, наличие у него обязанности использовать средства бюджета Омской области на эти цели. Полагает, что судом не исследованы вопросы о причинах неисполнения Министерством обязанностей в части обеспечения санаторно-курортным лечением, о целевом расходовании средств федерального бюджета, поступавших в бюджет Омской области в виде субвенций. Также представитель ответчика указывает, что получение путевки в судебном порядке нарушает права иных граждан, состоящих на учете как нуждающиеся в ее получении.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского АО г. Омска ФИО5 просит постановленное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, в виду необоснованности ее доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 162-166, 170-172).
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, письменных возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам иным категориям граждан. Предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав набора предоставляемых инвалидам социальных услуг (п. 8 ст. 6.1, п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона). По общему правилу, сформулированному в ст. 6.3 этого Федерального закона, периодом предоставления гражданам этой социальной услуги является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрёл право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Из материалов дела следует, что 17.10.2011 ФИО1 являющийся инвалидом III группы, обратился в Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания "Родник" Ленинского АО г. Омска за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение, приложив справку МСЭ серии МСЭ-013 N " ... " от 08.08.2002, согласно которой он является инвалидом III группы, а также справку по форме 070/у -04 от 08.02.2010, которую неоднократно обновлял.
До настоящего времени путевка ему не предоставлена, в связи, с чем истец обратился с заявленными требованиями.
Учитывая, что право истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение и его нуждаемость в данном лечении подтверждена представленными в материалы дела документами, ответчиками не оспаривались, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное за 2011 год в соответствии с рекомендуемым профилем и местом лечения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на материалах дела, оценке доказательств, с учетом правил ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы представителя ответчика о том, что ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, не основаны на законе.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. В частности, в п. 2 ст. 26.3 этого Федерального закона приведён исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Министерство труда и социального развития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с 01.01.2011 по 31.12.2013. В период его действия обязанность по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение была возложена на Министерство труда и социального развития Омской области и его территориальный орган, в связи, с чем истец и обращался с указанным заявлением в Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания "Родник" Ленинского АО г. Омска.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014, которым не предусматривается передача органам власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также с 01.01.2014 на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п.
Таким образом, Омская область с 01.04.2014 не является субъектом исполнения федеральных полномочий по обеспечению санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан. В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счёт собственных средств.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" ФСС РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
31.12.2013 в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Министерства труда и социального развития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках.
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривалось получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 108 384 100 рублей. Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривалось получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 66 666 600 рублей. Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от 25.12.2012 N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривалось получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 68 567 000 рублей; получение субвенций на эти цели в 2014 и 2015 годах не предусмотрено.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Омской области от 31.07.2012 N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было израсходовано 106 384 100 рублей, что составило 98,2% от суммы субвенций. Согласно приложения N 3 к Закону Омской области от 17.07.2013 N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" на оказание этого вида государственной социальной помощи было израсходовано 65 090 659,21 рублей, что составило 94,8% от суммы субвенции. Данные обстоятельства подтверждаются также представленными письмами Министерства труда и социального развития Омской области, согласно которых в 2011 году из выделенных федеральным бюджетом субвенций непосредственно на санаторно-курортное лечение было потрачено " ... " тыс. руб., на бесплатный проезд " ... ". руб.; в 2012 году - на санаторно-курортное лечение " ... ". руб., на проезд " ... " руб. (л.д. 113-120).
Согласно отчёта о расходовании субвенций за 2013 год из полученных " ... " руб. израсходовано на санаторно-курортное лечение " ... " руб. и на бесплатный проезд " ... ". руб. (л.д. 121-123).
Доказательств нецелевого расходования Министерством труда и социального развития Омской области средств, в том числе и его территориального органа - УМТСР по " ... " Омской области, предоставленных в виде субвенций, не имеется. При этом из представленной переписки органов исполнительной власти Омской области следует, что течение всего периода действия соглашения о передаче органам власти Омской области полномочий по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение выделявшихся в виде субвенций средств было явно недостаточно для исполнения всех обязательств, обеспечивались путевками только от 23 до 60 процентов лиц соответствующей категории, и для исполнения всех заявок требовалось дополнительно от " ... "руб. в 2011 году до " ... ". руб. в 2013 году (л.д. 131-145).
Указанное свидетельствует о том, что размер предоставляемых бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно за их счёт.
С учётом приведённых выше обстоятельств доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос целевого использования субвенций органами власти Омской области отмену постановленного решения повлечь не может, так как факт их надлежащего расходования установлен судом первой и апелляционной инстанции на основании представленных доказательств.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ. В частности, в соответствии со ст. ст. 30 и 31 БК РФ принципами бюджетной системы являются разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов, что заключается в закреплении в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Довод жалобы о наличии у органов власти Омской области обязанности предоставлять соответствующей категории граждан путевки на санаторно-курортное лечение за счёт средств бюджета Омской области, обусловленной положениями п. 1.6 ст. 3 Соглашения, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку указанный пункт предусматривает возможность органов власти Омской области за счёт средств своего бюджета предоставлять дополнительно к гарантированным федеральным законодательством социальным услугам иные услуги, не входящие в федеральный перечень, и не изменяет порядок предоставления и источник финансирования социальных услуг, включённых в Федеральный перечень, которые являются предметом данного спора.
Согласно ст. 5 указанного Соглашения исполнение преданных Правительству Омской области федеральных полномочий должно было осуществляться за счёт субвенций, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Омской области. Данное условие Соглашения соответствует правилам, предусмотренным абз. 6 п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ, в соответствии с которым расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. В силу п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
На данный момент ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Министерство труда и социального развития Омской области не обладает полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не наделено необходимыми для этого средствами. С 01.01.2014 соответствующие обязательства в соответствии с законом перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
При этом Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобождён от исполнения указанных обязанностей вследствие истечения календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение обязанностей перед истцом не является основанием для лишения принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
В связи с изложенным ссылка ГУ - ОРО ФСС РФ на то, что они являются ненадлежащим ответчиком, противоречит нормам закона и не может быть признана обоснованной.
Ссылка ГУ - ОРО ФСС РФ на нарушение прав и законных интересов иных лиц постановленным судом решением не может приниматься во внимание, так как предоставление данной социальной услуги не поставлено в зависимость от количества лиц, имеющих на неё право. Требования истца, равно как и оспариваемое решение суда не затрагивают права третьих лиц в данной области, а направлены на защиту и восстановление нарушенного права ФИО1 в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 11 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.