Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Шукеновой М.А., Полыги В.А.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ рассмотрела в судебном заседании 15 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства образования Омской области - ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Омска от 05 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ФИО1, " ... " года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п.
Взыскать с Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме " ... " руб. по " ... " ( " ... ") руб. с каждого".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - ФИО2 лишена родительских прав решением Одесского районного суда Омской области от 13 июля 2005 года. Распоряжением Главы Одесского муниципального района Омской области N " ... " от " ... " она принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, собственного жилья для проживания она не имеет.
Просила обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно просил, взыскать с ответчиков судебные расходы в размере " ... " рублей.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области, действующая на основании доверенности, ФИО4 иск не признала, указав, что Министерством образования права истца не нарушены, так как она включена в список детей-сирот на обеспечение жилым помещением, в очереди по Одесскому району Омской области она 31, список ведется с учетом даты рождения. Право истца на предоставление жилого помещения не оспаривала. Полагала, что жилое помещение должно предоставляться во внесудебном порядке.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности ФИО8. в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что права истца не нарушены, поскольку она включена в список детей-сирот на обеспечение жилым помещением, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Министерства образования Омской области - ФИО4 просит решение Центрального районного суда г. Омска от 05 ноября 2013 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Возражая против постановленного решения, указывает, что право истца на обеспечение жилым помещением ответчики не оспаривали. Полагает, что Министерство образования Омской области выполнило все необходимые действия для обеспечения истца жильем в рамках полномочий, возложенных на него Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. Кроме того вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 84-86).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, ФИО1, " ... " года рождения относится к числу детей оставшихся без попечения родителей, решением Одесского районного суда Омской области от " ... " мать истца - ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и истца - ФИО1, (л.д.14-15). Отец истца - ФИО5 умер " ... " (л.д.17).
" ... " Постановлением Главы муниципального образования Одесского района N 413 ФИО1 определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ФИО1 в числе ее несовершеннолетних сестер закреплено право пользования жилым помещением по адресу: " ... ". (л.д.9).
С 25.05.2006 по 16.12.2011 ФИО1 являлась воспитанницей казенного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей "Завьяловский детский дом", находилась на полном государственном обеспечении (л.д.20).
19.12.2011 Постановлением Главы Знаменского муниципального района Омской области N631-П попечителем над несовершеннолетней ФИО1 назначена ФИО6 (л.д. 11, 21).
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от 18.04.2006, составленного на момент изъятия несовершеннолетних детей, в том числе и ФИО1, из семьи по адресу: " ... " " ... ", следует, что указанный дом находится в антисанитарном состоянии, окна затянуты пленкой, семья имущества не имеет (л.д. 38).
Согласно выписке из протокола жилищной комиссии Одесского муниципального района Омской области от 28.06.2007 ФИО1 - сирота, состоит на учете на улучшение жилищных условий в общем списке под N 421, во внеочередном списке под N 32 (л.д. 12).
В справке об использовании права приватизации N 19, выданной Комитетом по экономическим вопросам и имущественным отношениям Одесского муниципального района Омской области указано, что на территории Одесского муниципального района ФИО1, " ... " года рождения, за период проживания с 16.10.1994 не использовала право бесплатной приватизации жилья на территории Одесского муниципального района и договор социального найма с ней не заключался (л.д. 43).
29.06.2007 Распоряжением Главы Одесского муниципального района Омской области N 119, ФИО1 принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесена во внеочередной список по категории "дети-сироты" (л.д.48).
Таким образом, судом верно установлено, что до достижения ФИО1 возраста 18 лет она осталась без попечения обоих родителей, в связи, с чем обоснованно признана имеющей право на внеочередное получение жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО1 в настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... " (л.д.46), а также имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: " ... ", с 18.07.2013 по 18.07.2014 (л.д.13).
Кроме того, ФИО1 имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка - ФИО7, " ... " года рождения (л.д. 8), с которым была временно зарегистрирована по адресу: " ... ", с 19.10.2012 по 19.07.2013 (л.д. 10).
По сведениям Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец ФИО1, " ... " года рождения, в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 5, 6).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области.
В приведенной связи, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области, и направлены в Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Согласно положениям Порядка N 284-п к компетенции Министерства образования Омской области отнесено: формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4); предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
Довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку на учете нуждающихся в получении жилого помещения истец состоит с 29.06.2007, имеет временную регистрацию с несовершеннолетним ребенком по месту пребывания, на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела истцу жилое помещение предоставлено не было.
Вместе с тем суду не представлены сведения, дающие основания полагать, что до конца 2013 года ФИО1 будет обеспечена жилым помещением в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы подателя жалобы о том, что в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право, при том, что из содержания решения следует, что ответчикам надлежит исполнить решение суда в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений ... , также на законность судебного постановления повлиять не могут.
При установленных судом обстоятельствах, ссылки автора жалобы на то, что Порядок предоставления жилых помещений не предусматривает предоставление соответствующего жилого помещения незамедлительно по достижении возраста 18 лет, правильность выводов суда не опровергает.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Применив положения ст. 98 ГПК РФ, на основании представленных истцом квитанций (л.д. 66) суд взыскал с ответчиков в пользу истца судебные расходы по оформлению доверенности на представление ее интересов в размере " ... " рублей, в данной части решение суда не оспаривается.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 05 ноября 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Министерства образования Омской области - ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.