Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Шукеновой М.А., Полыги В.А.,
с участием прокурора Липинской Е.Г.
при секретаре СЕКРЕТАРЬ рассмотрела в судебном заседании 15 января 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства образования Омской области - ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам найма специализированных жилых помещений найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тюкалинский межрайонный прокурор Омской области в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1, " ... " года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители - ФИО2 и ФИО3 умерли. Постановлением Главы Нагибинского сельского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области N 18-а/7 от 21.07.2009 "О принятии на учет ФИО1" ФИО1 принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В настоящее время ФИО1, не имея собственного жилья, проживает по адресу опекуна: " ... ". После постановки на учет ФИО1 органами исполнительной власти не обеспечен жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ФИО1 зарегистрирован по адресу: " ... ", не имеет права собственности на указанное жилое помещение. Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Просил обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании представитель прокуратуры Беглярова Е.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
В судебном заседании истец ФИО1 участия не принимал, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Омской области ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что исходя из действующего законодательства, со стороны ответчиков отсутствуют нарушения прав истца в сфере жилищных отношений, в связи, с чем отсутствуют основания к возложению на ответчиков обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения во внеочередном порядке. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области ФИО7 действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, считая Министерство имущественных отношений Омской области ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку непосредственно Министерством права ФИО1 не были нарушены.
В судебном заседании представитель ответчика - Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Министерства образования Омской области - ФИО4 просит решение Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2013 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Возражая против постановленного решения, указывает, что право истца на обеспечение жилым помещением ответчики не оспаривали. Полагает, что Министерство образования Омской области выполнило все необходимые действия для обеспечения истца жильем в рамках полномочий, возложенных на него Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. Кроме того, вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца.
В возражениях на апелляционную жалобу межрайонный прокурор ФИО5 просит постановленное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 135-138).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав прокурора судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, ФИО1, " ... " года рождения, относится к числу детей оставшихся без попечения родителей, мать - ФИО3 умерла 07.01.2004, отец - ФИО2 умер " ... " (л.д. 10, 11).
" ... " Постановлением главы Администрации Тюкалинского муниципального образования Омской области N 18/2-1 опекуном ФИО1 назначена ФИО6, за ФИО1 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: " ... " (л.д. 12, 16).
Впоследствии распоряжением главы Тюкалинского городского поселения от 27.02.2007 названный жилой дом признан не пригодным для проживания, разрешен его снос (л.д. 17, 18).
21.07.2009 Постановлением Главы Нагибинского сельского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области N 18-а/7 ФИО1 принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 24).
Согласно справкам администрации Тюкалинского муниципального района Омской области от 25.08.2010, 14.02.2011, 16.01.2012 ФИО1 на территории Тюкалинского муниципального района не предоставлялось жилое помещение на условиях договора социального найма (л.д. 35, 87, 89, 90).
Таким образом, судом верно установлено, что до достижения ФИО1 возраста 18 лет он остался без попечения обоих родителей, в связи, с чем обоснованно признан имеющим право на внеочередное получение жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО1 с 16.02.2009 зарегистрирован и сохраняет регистрацию по настоящее время по адресу опекуна: " ... " (л.д. 37, 39, 40, 64).
С 06.04.2010 по 05.10.2010 ФИО1 обучался на курсах "электрогазосварщик" (л.д. 30).
По сведениям Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец ФИО1, " ... " года рождения, в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 42, 43, 44, 53,57).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Согласно положениям Порядка N 284-п к компетенции Министерства образования Омской области отнесено: формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4); предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
Довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку на учете нуждающихся в получении жилого помещения истец состоит с 21.07.2009, окончил профессиональное обучение, пригодного для проживания жилого помещения не имеет, на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела истцу жилое помещение предоставлено не было.
Вместе с тем суду не представлены сведения, дающие основания полагать, что до конца 2013 года ФИО1 будет обеспечена жилым помещением в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы подателя жалобы о том, что в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право, при том, что из содержания решения следует, что ответчикам надлежит исполнить решение суда в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений ... , также на законность судебного постановления повлиять не могут.
При установленных судом обстоятельствах, ссылки автора жалобы на то, что Порядок предоставления жилых помещений не предусматривает предоставление соответствующего жилого помещения незамедлительно по достижении возраста 18 лет, правильность выводов суда не опровергает.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2013 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Министерства образования Омской области - ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.