Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Башкатовой Е.Ю.
судей областного суда: Зубовой Е.А., Будылка А.В.
при секретаре: Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании от 24 сентября 2014 г. дело по апелляционной жалобе Штурма С.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено: "В удовлетворении требований о включении в список для получения жилого помещение по категории "дети-сироты" в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Штурма С. А. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Штурма С.А. обратился с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование указал, что его родители: Штурма А.С. и Штурма Н.А. лишены родительских прав, в связи с чем, он вместе с сестрами был определен в школу-интернат N " ... " " ... " После окончания школы был направлен в училище в селе " ... " Омской области, проживал в общежитии. После окончания училища в период с 1988 года по 1990 год проходил срочную военную службу. По окончании военной службы работал в г. Омске на заводе Октябрьской революции, заводе СК, заводе ЖБК, при этом до 1999 года проживал в общежитиях, своего жилья не имел. Ознакомившись с Указом Президента РФ, обратился в Министерство образования Омской области по вопросу сбора документов для постановки на учет по категории "ребенок-сирота", однако ему было отказано и рекомендовано обратиться в суд.
Просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением; обязать включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель истца адвокат Дубровская Ж.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила суд учесть, что истец длительное время находится в местах лишении свободы, в связи с чем не имел возможности своевременно обратиться в уполномоченный орган для постановки не учет.
Представитель Министерства образования Омской области Окунев А.С. с иском не согласился. Пояснил, что истцом утрачено право для включения в список детей-сирот для получения жилого помещения, так как он достиг возраста 23 лет, в уполномоченные органы не обращался.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности Лакман Т.А. иск не признала. Пояснила, что постановка на учет носит заявительный порядок, обращений от истца с целью постановки на учет для предоставления жилого помещения в компетентные органы до достижения им возраста 23 лет не имелось.
Дело рассмотрено в отсутствие Штурма С.А. и третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Штурма С.А. с решением суда не согласен, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просил его отменить. Считает, что руководство школы-интернат, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите его прав и законных интересов. Причины своевременного не обращения в установленные законом сроки для постановки на учет объясняет нахождением в местах лишения свободы.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д.108).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ)) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как следует из материалов дела, Штурма С.А. родился " ... ".
" ... " народного суда Омской области от " ... " его родители Штурма Н.А. и Штурма А.С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, дети переданы органам опеки и попечительства.
Из архивной справки Министерства образования Омской области от " ... " следует, что в алфавитных списках воспитанников Екатерининской школы-интерната " ... " Омской области значится Штурма С.А., " ... " года рождения; выбыл из школы-интерната " ... " для продолжения обучения в Сосновском среднем ПТУ N " ... " Омской области, образование 8 классов (л.д. 6-7).
С 1988 по 1990 годы истец проходил военную службу, затем работал на заводах г. Омска: имени Октябрьской революции, Синтетического Каучука, Железобетонных конструкций и до 1999 года проживал в общежитиях заводов.
Жилых помещений в собственности истец не имеет (л.д. 24).
Из ответа Министерства образования Омской области от " ... " на обращение истца о включении его в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилым помещением следует, что статус лица из числа детей-сирот им утрачен в связи с достижением 23 лет.
Согласно ответа департамента жилищной политики Администрации г. Омска от " ... " Штурма С.А. на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении по договорам социального найма в муниципальном образовании городской округ г. Омск не состоит, с заявлениями о принятии на учет не обращался (л.д. 21).
Из ответов на запросы суда Администрации Одесского муниципального района Омской области от " ... " (л.д. 22), Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от " ... " (л.д. 59), Администрации Шербакульского муниципального района Омской области от " ... " (л.д. 60) следует, что Штурма С.А. с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, на указанном учете не значится.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленные в материалы дела документы не являются доказательством обращения истца в органы местного самоуправления за постановкой на регистрационный учет до достижения истцом возраста 23 лет.
В данной связи, доказательств того, что Штурма С.А. обращался в администрацию с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, не представлено. Кроме того, впервые с заявлением в Министерство образования Омской области по вопросу предоставления жилого помещения по категории "ребенок-сирота" истец обратился лишь 21.11.2013(л.д. 78).
На момент обращения в Министерство образования Омской области с заявлением истцу исполнилось 43 года.
До достижения 23 лет Штурма С.А. не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории "дети-сироты", своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратил данное право.
Штурма С.А. также не представлены доказательства того, что причины, по которым истец не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являлись уважительными.
В опровержение доводам апелляционной жалобы нахождение истца в периоды с " ... " в местах лишения свободы не являлось препятствием, мешающим истцу реализовать имеющееся право на обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. Между осуждениями его приговорами судов к лишению свободы он, как лицо, освободившееся из мест лишения свободы, имел реальную возможность заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке, и обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления. Однако указанным своим правом не воспользовался.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец не был своевременно поставлен на учет по вине органов опеки и попечительства, не влияет на выводы суда по существу спора, поскольку по достижении совершеннолетия Штурма С.А. мог самостоятельно реализовать свои права по обеспечению его жилым помещением, однако с данным вопросом Штурма С.А. стал обращаться в администрацию г. Омска по достижении возраста 43 лет.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются правомерными.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 02 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.