Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Илларионова А.В.,
судей Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе Озарчука А.В., действующего в интересах несовершеннолетней Озарчук А.А., на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено: "В удовлетворении заявления Озарчук А.В. в интересах несовершеннолетней Озарчук А.А. о признании незаконным бездействия Департамента образования Администрации города Омска по непредоставлению путевки Озарчук А.А. в БДОУ "Детский сад N " ... "" и возложении обязанности предоставить в 2014 году путевку в один из детских садов: БДОУ "Детский сад N " ... "", БДОУ "Детский сад N " ... "", БДОУ "Детский сад. N " ... " общеразвивающего вида", БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "" отказать в полном объеме.".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Озарчук А.В., действующий в интересах несовершеннолетней Озарчук А.А., обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия департамента образования Администрации города Омска, указав, что его дочь Озарчук А.А., " ... " года рождения, " ... " была зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска. В уведомлении о регистрации ребенка содержалось предложение посетить комиссию по комплектованию бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования в апреле 2014 года.
В апреле 2014 года в выдаче путевки в желаемое для поступление учреждение - БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" было отказано по причине отсутствия мест, несмотря на то, что на момент регистрации ребенок поставлен на очередь с порядковым номером 18.
" ... " добавлены желаемые для поступления учреждения: БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "", "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида", БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "".
" ... " при обращении к специалисту департамента образования Администрации города Омска заявителю стало известно, что его дочь оказалась последней в очереди, с порядковым номером N " ... ". В просьбе ознакомиться со списком детей, получивших в 2014 году путевки в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "", ему было отказано, поэтому оценить законность перемещения его дочери в списке с N " ... " на N " ... " не представляется возможным.
" ... " им на имя директора департамента образования Администрации города Омска подана жалоба. " ... " ему дан ответ, из которого следует, что до Озарчук Алисы в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" не определено 26 детей, при этом не указаны причины, по которым несовершеннолетняя, будучи на момент регистрации 18-ой в очереди, оказалась в ней 26-ой, при том, что некоторые дети получили в 2014 году путевки в данное учреждение.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства и указывая, что федеральное законодательство не предусматривает в качестве законного основания для отказа в приеме в муниципальные дошкольные образовательные учреждения отсутствие свободных мест, Озарчук А.В. как законный представитель Озарчук А.А. просил суд признать незаконным бездействие департамента образования Администрации города Омска, выразившееся в непредоставлении без законных на то оснований в 2014 году путевки в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" несовершеннолетней Озарчук А.А., обязать департамент образования Администрации города Омска предоставить несовершеннолетней Озарчук А.А. в 2014 году путевку в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" либо БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "", БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида", БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "".
Озарчук А.В. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя Крохалев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Озарчук А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что действующее законодательство не предусматривает в качестве законного основания для отказа в приеме в муниципальное дошкольное образование отсутствие свободных мест. Полагает, что судом без правовых оснований были оставлены без удовлетворения ходатайства представителя заявителя об истребовании от заинтересованного лица учетных документов и правил, в соответствии с которыми дети ставятся на учет и получают путевки в бюджетные дошкольные образовательные учреждения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Озарчука А.В. Крохалева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя департамента образования Администрации города Омска Степановой Я.В., просившей об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из ч. 4 указанной статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для удовлетворения заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимыми условиями являются несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Пунктом 1 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к основным общеобразовательным программам отнесены, в частности, образовательные программы дошкольного образования.
Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам регулируется ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Исходя из положений ч. 1 данной статьи получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ч. 2 ст. 67).
В силу ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и статьей 88 данного Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Приказом директора департамента образования Администрации города Омска от " ... " N " ... " "О комплектовании бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования" утвержден Порядок комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (далее также - Порядок).
Согласно пунктам 1, 21, 22 Порядка комплектование дошкольных учреждений осуществляется комиссиями по комплектованию бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - Комиссия), при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в дошкольное учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета будущих воспитанников бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования, подведомственных департамента образования Администрации города Омска (далее - Книга учета). Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета: чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его порядковый номер в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием.
Исходя из п. 10 Порядка внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права, при этом в приложении N 6 к Порядку приведен перечень льготных категорий граждан, имеющих право на внеочередное, первоочередное или преимущественное предоставление места в бюджетные образовательные учреждения города Омска.
Из материалов дела следует, что Озарчук А., " ... " года рождения, зарегистрирована в Книге учета в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" " ... ". На момент регистрации возраст ребенка составлял 15 дней. Дополнительно " ... " родителями ребенка добавлены желаемые для поступления учреждения: БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "", "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида", БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "".
Согласно сведениям, представленным директором департамента образования Администрации города Омска в ответе от " ... " на запрос суда (л.д. " ... ", т. 1), по состоянию на указанную дату до Озарчук А. в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" зарегистрировано и не определено 26 детей 2012 года рождения, из них 10 детей граждан льготной категории, имеющих право на первоочередное поступление в дошкольное учреждение. В 2014 году детям данного возраста в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" выдано 17 путевок и 8 детей граждан льготной категории вошли в предварительный список будущих воспитанников и приглашены за получением путевок.
В БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "" до Озарчук Алисы зарегистрировано и не определено 19 детей 2012 года рождения, из них 5 детей граждан льготной категории. В 2014 году детям данного возраста в БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "" выдано 42 путевки.
В БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" до Озарчук А. зарегистрировано и не определено 5 детей 2012 года рождения, из них 2 ребенка граждан льготной категории граждан. В 2014 году детям данного возраста в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" выдано 18 путевок и 6 детей граждан льготной категории вошли в льготный список будущих воспитанников и приглашены за получением путевок.
В БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида" до Озарчук А. зарегистрировано и не определено 30 детей 2012 года рождения, из них 8 детей льготной категории. В 2014 году детям данного возраста в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида" выдано 23 путевки.Плановая и фактическая наполняемость названных учреждений, количество групп, мест для детей 2012 года рождения (по состоянию на " ... "):
- БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "": плановая наполняемость - 263, списочный состав - 338, плановая наполняемость групп 2012 года рождения - 1 группа (21 ребенок), фактическая наполняемость групп 2012 года рождения - 25 путевок;
- БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "": плановая наполняемость - 237, списочный состав - 237, плановая наполняемость групп 2012 года рождения - 1 группа (23 ребенка), фактическая наполняемость групп 2012 года рождения - 24 путевки;
- БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "": плановая наполняемость - 240, списочный состав - 293, плановая наполняемость групп 2012 года рождения - 2 группы (39 детей), фактическая наполняемость групп 2012 года рождения - 42 путевки;
- БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида": плановая наполняемость - 227, списочный состав - 311, плановая наполняемость групп 2012 года рождения - 1 группа (19 детей), фактическая наполняемость групп 2012 года рождения - 23 путевки.
Согласно указанному выше ответу директора департамента образования Администрации города Омска Озарчук А. будет определена в одно из бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что правовых оснований для признания бездействия по непредоставлению департаментом образования Администрации города Омска места в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Омска не имеется, поскольку предоставление несовершеннолетней Озарчук А.А. места в детском саду возможно только в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. Не предоставление до настоящего момента несовершеннолетней Озарчук А.А. места в детском саду обусловлено наличием указанной очередности, а не незаконным бездействием департамента образования Администрации города Омска, нарушающим права несовершеннолетней.
Оснований не согласиться с выводами решения суда судебная коллегия не находит, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верной оценке представленных доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательство не предусматривает в качестве законного основания для отказа в приеме в муниципальное дошкольное образование отсутствие свободных мест, не могут быть приняты во внимание, поскольку приведены без учета того, что комплектование бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, должно осуществляться при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей (ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п. 21 Порядка комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденного приказом директора департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 N ДО/53).
Указанные доводы приведены также без учета того, что количество и наполняемость групп в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Омска определяется в соответствии с действующим законодательством с учетом санитарных норм и правил.
На территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов Российской Федерации СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 и вступившие в силу с 30.07.2013.
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п. 1.4 СанПиН).
Данные санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (п. 1.5).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Из представленных заинтересованным лицом доказательств усматривается, что в настоящее время количество групп в существующих дошкольных образовательных учреждениях на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Омска более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы данных учреждений, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности учреждения.
Реализация несовершеннолетней Озарчук А.А. конституционного права на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, стоящих в очереди до нее.
Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении несовершеннолетней.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " на Администрацию города Омска и департамент администрации города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до " ... ".
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009 - 2013 годы), утвержденная постановлением Администрации города Омска от 30.03.2009 N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе БДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
Решение проблемы нехватки мест на территории г. Омска осуществляется в рамках региональной поэтапной программы ("дорожная карта"), направленной на ликвидацию очередности в учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей в возрасте от 3 до 7 лет в 2013 - 2015 годы, утвержденной Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области.
Дорожная карта, в том числе, включает в себя реализацию мероприятий ведомственной целевой программы развития "Развитие муниципальной системы образования города Омска", создание дополнительных мест дошкольного образования, строительство новых зданий дошкольных организаций, пристрой зданий к действующим зданиям образовательных учреждений, организацию ремонтных работ в дошкольных образовательных учреждениях, организацию создания групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях, предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере дошкольного образования, в том числе по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджетах необходимых сумм, предпринимаемые Администрацией города Омска меры по разрешению проблемы, суд обоснованно не усмотрел незаконного бездействия со стороны департамента образования Администрации города Омска.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом без правовых оснований были оставлены без удовлетворения ходатайства представителя заявителя об истребовании от заинтересованного лица учетных документов и правил, в соответствии с которыми дети ставятся на учет и получают путевки в бюджетные дошкольные образовательные учреждения, подлежат отклонению.
Порядок комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденный приказом директора департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 N ДО/53, официально опубликован в газете " " ... "", N " ... " " ... ", и является общедоступным для ознакомления.
Что касается доводов апелляционной жалобы об отказе суда в истребовании учетных документов, то в связи с названными доводами представителем департамента образования Администрации города Омска предоставлены суду апелляционной инстанции списки детей, которым выданы путевки в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "", БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "", БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... " общеразвивающего вида", БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад N " ... "", а также списки детей, которые зарегистрированы и не определены в указанные учреждения.
Содержащиеся в списках данные, проанализированные судебной коллегией, правильность выводов решения о наличии очередности, препятствующей в настоящее время выдаче путевки Озарчук Алисе, не опровергают.
Так, по состоянию на " ... " в БДОУ г. Омска "Детский сад N " ... "" при плановой наполняемости групп детьми 2012 года рождения из расчета 1 группа, 21 ребенок, сформирована 1 группа из 33 детей (из них 15 - дети льготных категорий граждан). До Озарчук А. не определено 22 ребенка, из них 8 - дети граждан льготной категории, остальные - дети, поставленные на учет на 7 день (1 ребенок), 12 день (6 детей), 13 день (3 ребенка) и 14 день (4 ребенка) после рождения, при том, что Озарчук А. (номер в представленном списке 23) поставлена на очередь на 15 день после рождения.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом по делу постановлено законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Озарчука А.В., действующего в интересах несовершеннолетней Озарчук А.А., - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.