Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 11 августа 2014 г. по делу N 33А-776/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Томашевича В.В. и Никитчука И.В., при секретаре Шаманаеве А.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Колотушкина А.В. на решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 10 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части Колотушкина А. В. об оспаривании решения начальника 1-го Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ" (далее - ЗРУЖО), связанного с отказом в предоставлении заявителю жилых помещений по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., судебная коллегия -
УСТАНОВИЛА:
Колотушкин оспорил в суд решение начальника ЗРУЖО от 29 мая 2014 года N 1/ТС/254/0, в соответствии с которым ему было отказано в предоставлении по договору социального найма жилых помещений по адресу: на состав семьи из шести человек, в связи с тем, что он не сдал уполномоченным жилищным органом ранее предоставленное ему от государства жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания.
Суд первой инстанции оставил заявление Колотушкина без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение, об удовлетворении его требований.
По его мнению решение противоречит положениям Конституции РФ, ст.ст.51, 53, 57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.15, 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нарушает жилищное права его и членов его семьи.
Как считает Колотушкин, отсутствие у него справки о сдаче жилого помещения по адресу: которую он не может представить ввиду ее приватизации бывшей супругой, не может служить поводом для отказа в заключении с ним договора социального найма жилого помещения по месту службы, поскольку он признан нуждающимся в получении жилья на основании вступившего в законную силу судебного решения.
При разрешении заявленных им требований, суд не принял во внимание то, что он предпринял все меры к выделению причитающейся ему доли в квартире.
Кроме того, судом не учтено то, что после оставления квартиры бывшей жене и сыну, ему была предоставлена трехкомнатная служебная квартира, которую, после перевода к новому месту службы сдал в жилищный орган МО РФ в установленном порядке, о чем представил справку в ЗРУЖО при получении жилых помещений в общежитии в п. Власиха.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
По делу усматривается, что с 1989 года Колотушкин проходил военную службу по контракту в воинских частях, дислоцированных в г. Новосибирске, и ему квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны Российской Федерации в 1991 году на состав семьи из трех человек (он, супруга и сын) была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: общей площадью 43 кв.м.
30 января 2007 года Колотушкин расторг брак с Колотушкиной В.В. и впоследствии выехал из указанной квартиры, где остались проживать бывшая супруга и сын.
7 февраля 2007 года Колотушкин заключил брак с гражданкой Евсеенко Н.О., от совместного брака с которой у них родились четверо детей.
Решением Калининского районного суда г. от 20 июня 2007 года в иске об изменении договора социального найма и о заключении отдельного договора найма на комнату площадью 10,57 кв.м. Колотушкину было отказано.
В январе 2008 года Колотушкину была выделена служебная трехкомнатная квартира на новый состав семьи по адресу: , которую он сдал жилищным органам с получением соответствующей справки при переводе к новому месту службы в п. Власиха .
Справку о сдаче этого жилого помещения Колотушкин сдал в ЗРУЖО в связи с получением служебного жилья в п. Власиха.
Согласно свидетельству о регистрации права собственности от 14.11.2013 года квартира общей площадью 43 кв.м. по адресу: принадлежит на праве собственности Колотушкиной Вере Владимировне.
В соответствии с вступившим в законную силу решением Краснознаменского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2013 года Колотушкин и члены его семьи восстановлены в списках нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Решением начальника ЗРУЖО от 29 мая 2014 года N 1/ТС/254/0 Колотушкину и членам его семьи отказано в предоставлении по договору социального найма жилых помещений общей площадью 126,1 кв. м. по адресу: в связи с не представлением справки о сдаче ранее полученного от военного ведомства жилья.
Установив указанные обстоятельства, суд отказывая в удовлетворении заявления Колотушкину исходил из следующих положений действующего законодательства.
По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе, при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 этого же Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах РФ Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам российской федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах российской федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и специальные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением к нему соответствующих документов, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче ранее занимаемых жилых помещений, полученных от Минобороны России.
Из положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Минобороны России.
Поскольку полученным ранее по месту службы в г. от Минобороны России жилым помещением, Колотушкин распорядился по своему усмотрению, освободить и сдать квартиру фактически не может, он, по смыслу вышеприведенных норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Инструкции не вправе рассчитывать на предоставление спорного жилого помещения.
Поскольку освободить и сдать указанную квартиру военному ведомству в установленном порядке заявитель сейчас фактически не может, данное обстоятельство лишает возможности предоставить это жилое помещение другим военнослужащим и членам их семей.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, по убеждению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении установленного ст. 53 ЖК РФ срока Колотушкин не может, в связи с чем оспариваемое им решение должностного лица об отказе в предоставлении жилого помещения в г. Подольске является обоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 10 июня 2014 года, об отказе в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части Колотушкина А. В. об оспаривании решения начальника 1-го Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ", связанного с отказом в предоставлении заявителю жилых помещений по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Колотушкина А.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.