Решение Алтайского краевого суда от 09 сентября 2014 г. по делу N 7-219/2014
Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Матвиенко Д. В. на постановление судьи Хабарского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири",
ОГРН: ***, ИНН: ***, зарегистрированное по адресу: "адрес",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере *** рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному государственным инспектором Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Рыжковым В.Н., ДД.ММ.ГГ обнаружено, что в охранной зоне воздушных линий электропередач ВЛ 110 кВ *** (далее - ВЛ 110 кВ ***) с неизолированными проводами марки *** в пролете между опорами *** устроена свалка твердых отходов (нарушены п.п."б" и п.п. "г" п.8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N160; п.3.2 ГОСТ 12.1.051-90 "Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 29 ноября 1990 года N 2971. Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири"), эксплуатирующим ВЛ 110 кВ ***, не осуществляется контроль за соблюдением правил электрических сетей (в пролете между опорами *** 110 кВ ***) со стороны юридических лиц и населения (нарушен п.5.7.8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 229). Таким образом ВЛ 110 кВ ХК-196 в пролете между опорами *** не отвечает требованиям безопасной эксплуатации и не исключает возможность аварии, пожаров, электротравм при использовании ее по назначению. Также в указанной охранной зоне проводятся действия (выгрузка твердых отходов, их сжигание, планировка), которые могут нарушить безопасность и непрерывность эксплуатации и в ходе которых может возникнуть опасность по отношению к людям. Отсутствие контроля со стороны ОАО "МРСК Сибири" за соблюдением правил охраны электрических сетей представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Действия ОАО "МРСК Сибири" квалифицированы по ст.9.11 КоАП РФ.
Определением государственного инспектора Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Рыжкова В.Н. от ДД.ММ.ГГ материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения по подведомственности в Хабарский районный суд Алтайского края.
По результатам рассмотрения дела судьей районного суда вынесено вышеуказанное постановление.
Защитник ОАО "МРСК Сибири" - Матвиенко Д.В. в жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, указывая, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов проведен в нарушение положений ст.27.8 КоАП РФ, поскольку осуществлялся в отсутствие представителя общества и понятых, по его результатам не составлен протокол, в том числе, с применением фотосъемки, тогда как имеющиеся в деле фотографии не оформлены в виде фототаблицы, не содержат информации о привязке к местности, ссылки на административное производство и из данных фотографий не следует, что опоры линий электропередачи принадлежат ОАО "МРСК Сибири". Указывает, что визуальное установление факта правонарушения, зафиксированное при помощи фотоаппарата, не предусмотрено КоАП РФ. Полагает протокол об административном правонарушении, как единственное доказательство по делу, недостаточным для привлечения к ответственности. Кроме того, указывает, что линия электропередачи ВЛ 110 кВ *** соответствовала нормативно-технической документации и была допущена к эксплуатации актом от ДД.ММ.ГГ. Также судьей при рассмотрении дела не выяснен вопрос о наличии у ОАО "МРСК Сибири" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых общество привлечено к ответственности, тогда как за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ОАО "МРСК Сибири" неоднократно направляло в адрес сельской и районной администрации письма о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки в охранной зоне высоковольтной линии электропередачи.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав защитника ОАО "МРСК Сибири" - Матвиенко Д.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления судьи.
В соответствии со ст.9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п.5.7.8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 229 (далее - ПТЭЭСС), при эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.
В силу п.3.2 ГОСТ 12.1.051-90 "Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 29 ноября 1990 года N 2971, 3.2. в охранной зоне линий электропередачи запрещается проводить действия, которые могли бы нарушить безопасность и непрерывность эксплуатации или в ходе которых могла бы возникнуть опасность по отношению к людям. В том числе, запрещается устраивать свалки.
В соответствии с п.5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N160 (далее - Правила), охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Приложением к Правилам установлено, что охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении: при проектном номинальном классе напряжения 110 кВ - на расстоянии 20 метров.
Пунктом 8 данных Правил установлено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки;
При этом согласно п.12 данных Правил при обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях
При рассмотрении дела судьей на основании представленных доказательств установлено, что в охранной зоне линии электропередачи ВЛ 110 кВ *** в пролете между опорами *** устроена свалка твердых отходов, проводятся действия (выгрузка твердых отходов, их сжигание, планировка), которые могут нарушить безопасность и непрерывность эксплуатации, в ходе которых может возникнуть опасность по отношению к людям. ВЛ 110 кВ *** в пролете между опорами *** не отвечает требованиям безопасной эксплуатации и не исключает возможность аварии, пожаров, электротравм при использовании ее по назначению. Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии нарушения п.8 Правил, а также п.3.2 ГОСТ 12.1.051-90.
Как следует из представленных доказательств, ОАО "МРСК Сибири" было осведомлено о наличии указанных нарушений, поскольку в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ неоднократно направляло в адрес главы администрации Коротоякского сельсовета письма с требованием устранить выявленные нарушения, что не оспаривалось ОАО "МРСК Сибири" при рассмотрении дела.
Вместе с тем, ОАО "МРСК Сибири" не выполнены требования п.12 Правил, устанавливающие обязанность сетевых организаций при обнаружении фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 Правил (без получения письменного решения о согласовании сетевой организации) направить заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.
Исходя из указанного судья пришел к обоснованному выводу, что ОАО "МРСК Сибири" совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.9.11 КоАП РФ, тогда как вопреки доводам жалобы по делу не установлено обстоятельств, препятствовавших исполнению ОАО "МРСК Сибири" вышеуказанной обязанности.
Вина ОАО "МРСК Сибири" в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ *** и фототаблицей к нему; паспортом воздушной линии электропередачи ВЛ 110; показаниями свидетеля Рыжкова В.Н.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи с учетом положений ст.1.7 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на недостаточность доказательств, подтверждающих совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, является несостоятельной, поскольку опровергается материалами дела.
При этом, с учетом того, что факт наличия свалки отходов в пролете между опорами *** ВЛ 110 кВ ***, принадлежащей ОАО "МРСК Сибири", при рассмотрении дела подтвержден защитником ОАО "МРСК Сибири" и показаниями свидетеля Рыжкова В.Н., доводы жалобы о том, что при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов проведен нарушены положения ст.27.8 КоАП РФ не влекут незаконность постановления судьи.
Также следует учитывать, что в рамках настоящего дела в соответствии с ч.1 ст.28.1 КоАП РФ является правомерным составление протокола об административном правонарушении государственным инспектором Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Рыжковым В.Н., непосредственно обнаружившим в действиях ОАО "МРСК Сибири" данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что линия электропередачи ВЛ 110 кВ *** соответствовала нормативно-технической документации и была допущена к эксплуатации актом от ДД.ММ.ГГ не свидетельствуют об отсутствии вмененного ОАО "МРСК Сибири" нарушения.
На основании изложенного, учитывая, что при рассмотрении дела не допущено существенных процессуальных нарушений, следует сделать вывод о том, что основания для отмены постановления судьи отсутствуют, жалоба ОАО "МРСК Сибири" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 16 июля 2014 года оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Матвиенко Д. В. - без удовлетворения.
Судья Е.М. Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.