Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г.В.,
судей областного суда: Усенко О.А., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Искандарян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе управления муниципального имущества администрации г. Астрахани на решение Советского районного суда г. Астрахани от 11 июля 2014 года по заявлению Русановой Натальи Анатольевны об обжаловании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Русанова Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа управления муниципальным имуществом администрации г. Астрахани в согласовании схемы расположения земельного участка. Свое заявление Русанова Н.А. мотивировала тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Желая воспользоваться своим исключительным правом на приобретение земельного участка под домовладением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, после проведения кадастровых работ она обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка. Однако, ей отказано в согласовании схемы по причине того, что на земельном участке находится объект строительства, сведения о регистрации которого не подтверждены правоустанавливающими документами. Русанова Н.А. полагает, что отказ заинтересованного лица препятствует регистрации права собственности на земельный участок, противоречит законодательству и нарушает ее права.
В судебном заседании представитель Русановой Н.А. по доверенности Гуськов А.А. заявление поддержал в полном объеме. Представитель управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани по доверенности Хомутова А.П. заявление не признала.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 11 июля 2014 года заявление Русановой Н.А. удовлетворено. Отказ в согласовании схемы размещения земельного участка признан незаконным.
В апелляционной жалобе управление муниципальным имуществом администрации г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Представитель управления сообщает, что Русановой Н.А. не представлены правоустанавливающие документы на объект недвижимости, расположенный на земельном участке вместе с домовладением, находящимся в собственности. По мнению управления, данное строение является самовольной постройкой, а, соответственно, основания для согласования схемы расположения участка отсутствуют.
На заседание судебной коллегии Русанова Н.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте слушания по делу, не явилась. С учетом надлежащего извещения сторон и, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя управления муниципальным имуществом администрации г. Астрахани по доверенности Хомутовой А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Русановой Н.А. по доверенности Гуськова А.А., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Русанова ( ФИО8) Н.А. является собственником жилого "адрес", право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Русанова Н.А. в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в управление муниципальным имуществом администрации г. Астрахани за согласованием схемы размещения земельного участка, однако ДД.ММ.ГГГГ ей выдан отказ в согласовании схемы расположения земельного участка по причине того, что на земельном участке (помимо домовладения) имеется самовольная постройка. Полагая отказ в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, Русанова Н.А. обратилась с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Русановой Н.А., районный суд пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство не предоставляет органу местного самоуправления возможности для отказа в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по причине нахождения на участке самовольных построек. Так, согласно положениям пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Частью 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если кадастровый учет земельного участка не осуществлен, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду либо в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Материалами дела подтверждено, что Русанова Н.А. является собственником жилого "адрес". В этой связи, вопреки доводам управления, районный суд, проанализировав положения части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ правомерно констатировал, что согласование и утверждение схемы расположения земельного участка (в данном случае) является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение местной администрацией данной обязанности, препятствует заявителю реализовать свое право на приобретение земельного участка, расположенного под домовладением, в собственность, постановке участка на кадастровый учет, что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.
Учитывая требования закона, судебная коллегия полагает, что районный суд правильно разрешил по существу заявление Русановой Н.А., а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают. Доводы апелляционной жалобы направлены иное, неверное толкование норм материального права, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы районного суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 11 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления муниципальным имуществом администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.