Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 23 сентября 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего БАННОГО И.И.,
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В., ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В.,
с участием прокурора НИКОЛАЕВОЙ С.Н.
при секретаре ОБОД И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2014 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционным жалобам начальника Управления лесами Брянской области К.В.М. и представителя ООО "Синтезлесэкспорт" Ж. на решение Советского районного суда г. Брянска от 15 июля 2014 года по гражданскому делу по заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Управлению лесами Брянской области об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛА:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверкой в марте 2014 года установлено, что в 2008 г. ООО "ДОЦ плюс" разработало концепцию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов".
На основании приказа Минпромторга РФ N19 от 14.07.2008г., по согласованию с Администрацией Брянской области, инвестиционный проект в области освоения лесов "Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
В рамках реализации данного проекта, на основании постановления Администрации Брянской области от 04.08.2008 г. N730, ООО "ДОЦ плюс" получило на безаукционной основе по договорам аренды 10 участков государственного лесного фонда.
16.12.2013 г. ООО "ДОЦ плюс" обратилось в Управление лесами с просьбой рассмотреть вопрос о возможности согласования переуступки (цессии) права аренды 4 лесных участков на территории 3 лесничеств, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Письмом от 17.12.2013г. N3338 заместитель начальника Управления лесами К.А.Г. согласовал переуступку (цессию) права аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
20.12.2013 г. между ООО "ДОЦ плюс" в лице Т.А.М. действующего на основании доверенности Т.Я.Т. и ООО "Синтезлесэкспорт" в лице генерального директора И. заключены соглашения об уступке прав (цессии) по договорам аренды лесных участков. В соответствии с указанными соглашениями, права аренды перешли от ООО "ДОЦ плюс" к ООО "Синтезлесэкспорт" на тех же условиях, а именно без аукциона и 50-процентной ставкой при уплате арендной платы за лесные участки.
Указанное согласование переуступки (цессии) прав аренды лесных участков выданное 17.12.2013 за N 3338 заместителем начальника Управления лесами Брянской области является незаконным. Данные действия Управления лесами, нарушают права неопределенного круга лиц - жителей Брянской области, а так же иных лиц, поскольку они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а так же в из использовании, как основу своей жизни и деятельности.
В связи, с чем прокурор просил суд:
- признать незаконными действия Управления лесами Брянской области по согласованию письмом от 17.12.2013 за N 3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков "адрес" полученных ООО "ДОЦ плюс" в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов;
- отменить согласование от 17.12.2013 за N 3338 Управления лесами Брянской области на переуступку (цессию) права аренды лесных участков "адрес" полученных ООО "ДОЦ плюс" в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Определением суда от 19 июня 2014 года в качестве заинтересованных лиц были привлечены: УЭБиПК УМВД России по Брянской области, ООО "Синтезлесэкспорт", ООО "ДОЦ плюс".
В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Бойкачев М.С. поддержал заявление.
Представитель Управления лесами Брянской области возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители ООО "ДОЦ плюс" в судебном заседании заявление природоохранного прокурора поддержали.
Представитель ООО "Синтезлесэкспорт", возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Решением суда заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области к Управлению Лесами Брянской области об оспаривании действий -удовлетворено.
Признаны незаконными действия Управления лесами Брянской области по согласованию письмом от 17.12.2013 года за N3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков "адрес" полученных ООО "ДОЦ плюс" в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Отменено согласование от 17.12.2013 года за N3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков "адрес" полученных ООО "ДОЦ плюс" в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В апелляционной жалобе начальник Управления Лесами Брянской области просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, прекратить производство по делу, как не подлежащего рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства. Указывает, что рассматриваемые судом в рамках настоящего дела вопросы, носят экономический характер, вытекающий из договоров аренды, уступки и инвестиционного проекта. Никаких экологических правоотношений, влияющих на права неопределенного круга лиц и нарушающие эти права, ни договора аренды лесных участков, ни соглашения о последующей частичной уступке прав, ни сам инвестпроект не устанавливают.
На решение суда представителем ООО "Синтезлесэкспорт" Ж. принесена апелляционная жалоба, в которой она по тем же основаниям просит о его отмене и прекращении производство по делу. Полагает, что заявление подано прокурором в защиту интересов конкретного юридического лица ООО "Доц плюс", в заявлении прокурора не указано, в чем заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право этих лиц нарушено, отсутствует ссылка на закон, предусматривающий способы защиты этих интересов.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения представителей Управления лесами Брянской области, поддержавших доводы жалобы, представителя ООО "Синтезлесэкспорт" Ж., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Брянской области Ф., полагавшего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и интересы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальный служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как следует из материалов дела, в 2008 г. ООО "ДОЦ плюс" разработало концепцию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов".
На основании приказа Минпромторга РФ N19 от 14.07.2008г., по согласованию с Администрацией Брянской области, инвестиционный проект в области освоения лесов "Организация производства древесных топливных гранул и обрезных пиломатериалов" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
В рамках реализации данного проекта, на основании постановления Администрации Брянской области от 04.08.2008 г. N 730, ООО "ДОЦ плюс" получило на безаукционной основе по договорам аренды 10 участков государственного лесного фонда.
16.12.2013 г. ООО "ДОЦ плюс" обратилось в Управление лесами с просьбой рассмотреть вопрос о возможности согласования переуступки (цессии) права аренды 4 лесных участков на территории 3 лесничеств, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Ответом от 17.12.2013 N3338 заместителем начальника Управления лесами К.А.Г. была согласована переуступка (цессия) права аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В результате данного согласования 20.12.2013 г. и руководствуясь им между ООО "ДОЦ плюс" и ООО "Синтезлесэкспорт" были заключены соглашения об уступке прав (цессии) по договорам аренды лесных участков, что указанно в пунктах 1.1. соглашений.
Впоследствии 03.03.2014 года были заключены дополнительные соглашения к соглашениям об уступке права по договору аренды, по которым было уточнено, что Цедент не уступает Цессионарию право льготной оплаты арендной платы по договору, установленное Постановлением Правительства РФ N 419 от 30.06.2007 г. Цессионарий обязан оплачивать арендную плату, установленную Арендодателем в полном объеме, в соответствии со ст. 73 Лесного Кодекса РФ.
В соответствии с указанными соглашениями, права аренды спорных лесных участков перешли от ООО "ДОЦ плюс" к ООО "Синтезлесэкспорт" на тех же условиях, а именно без аукциона и 50-процентной ставкой при уплате арендной платы за лесные участки "адрес" полученных ООО "ДОЦ плюс".
Данные соглашения были исполнены путем использования спорных лесных участков ООО "Синтезлесэкспорт" и прошли государственную регистрацию.
Кроме того, в Федеральное агентство лесного хозяйства поступил проект изменений в лесной план Брянской области, который не был согласован письмом от 05.06.2014г., так как передача прав и обязанностей по договору аренды другим лицам не соответствует задачам государства по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности, а так же целям предоставления государственных льгот на заключение договора аренды лесных участков.
Проверяя правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, с учетом доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу ст.71 ч.1 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Требованиями ст. 74 ч.1 ЛК РФ предусмотрено, что заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Исключением в силу ч.3 п.2 данной статьи является предоставление по договору аренды без проведения аукциона лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
При этом, переуступка прав аренды лесных участков, полученных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении лесами Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 82 (далее Положение) управление лесами Брянской области (далее - управление) является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Управление осуществляет полномочия в области лесных отношений на территории Брянской области по рассмотрению и утверждению заявки на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, осуществляет в установленном порядке контроль за реализацией приоритетных инвестиционных проектов, (п. 3.21. Положения)
Разрешая заявленные прокурором требования, суд обоснованно учитывал, что порядок внесения изменений в инвестиционный проект установлен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно приказу Минпромторга РФ от 16.12.2011 N 1755 "О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов" установлена процедура внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, утвержденные в соответствии с Положением о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов".
Суд правильно указал, что в соответствии с указанным Положением, ООО "ДОЦ плюс" должно подавать соответствующую заявку в заинтересованный орган исполнительной власти Брянской области - Управление лесами Брянской области, который направляет ее на согласование в Рослесхоз РФ. Рослесхоз РФ, приняв решение о согласовании заявки или об его отказе в ее согласовании, в течение 10 рабочих дней уведомляет заинтересованный орган. После получения согласия Рослесхоза РФ заинтересованный орган направляет заявку в Минпромторг РФ для получения их согласования. Получив согласование Минпромторга РФ, заинтересованный орган расторгает договоры аренды, и лесные участки переходят в распоряжение субъекта Российской Федерации, который распоряжается ими в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Однако по делу установлено, что от ООО "ДОЦ плюс" в Управления лесами Брянской области заявки на согласование изменений в концепцию инвестиционного проекта, в связи с отказом от части лесных участков в Рослесхоз РФ не направлялось.
В связи с чем, вывод суда о том, что согласование переуступки права аренды лесных участков Управлением лесами Брянской области не соответствует закону и не отвечает задачам, которые исполняет данный орган по контролю за реализацией приоритетных инвестиционных проектов, является обоснованным. Данное согласование повлекло негативные последствия по несанкционированной передаче лесных участков.
Судебная коллегия соглашается мнением суда первой инстанции, оснований для иной оценки обстоятельств данного дела не усматривает.
Разрешая возникший спор, суд правильно исходил из того, что в целях реализации правоохранной функции прокурор принимает участие в деле в защиту экологической системы и иных прав неопределенного круга лиц, являющихся потребителями и посетителями лесного фонда, а также в защиту базовых основ конституционного строя Российской Федерации, не затрагивая прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, заявленное прокурором требование в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не входит в перечень требований, содержащихся в ст. 52 АПК РФ, который может быть предъявлен прокурором в интересах других лиц и рассмотрен в порядке арбитражного производства.
Учитывая изложенное, вывод суда об удовлетворении требований Брянского природоохранного прокурора о признании незаконным и отмене согласования Управления лесами Брянской области письмом от 17.12.2013 года за N3338 переуступки (цессии) права аренды лесных участков, полученных ООО "ДОЦ плюс" в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, является правомерным.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, в полной мере мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит подлежащими отклонению, поскольку они были известны суду при рассмотрении данного дела и не содержат правовых оснований для отмены постановленного решения.
Несогласие Управления лесами Брянской области и ООО "Синтезлесэкспорт" с выводами суда первой инстанции основанием к отмене решения не является, поскольку их не опровергает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 15 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Г.В. КРАВЦОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.