Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 21 августа 2014 г. по делу N 2-20/2014
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей - Пунтусова Д.В. и Писцова С.В.,
при секретаре - Смирновой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ХХХ "данные изъяты" Родионова Н.А. об оспаривании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе заявителя на решение Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 10 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Писцова С.В., объяснения представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Гордолионовой Е.В. в поддержку судебного решения, судебная коллегия,-
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявление Родионова, в котором он просил признать незаконным решение начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее ФГКУ "Востокрегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, и обязать названное должностное лицо восстановить его на указанном учете, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Родионов выражает несогласие с данным решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Автор жалобы считает неверным вывод суда о намеренном ухудшении им своих жилищных условий, поскольку та часть дома, которая вместе с земельным участком ДД.ММ.ГГГГ была отчуждена им и его супругой, являлась непригодной для проживания (аварийной) и подлежала сносу. Об этом свидетельствовал технический отчет ИП Фрадкина М.М. от 24 октября 2011 года, которому суд, в нарушение требований ст.67 ГПК РФ, оценки не дал.
Кроме того, Родионов полагает, что при решении вопроса о его нуждаемости в жилых помещениях была ошибочно применена учетная норма площади жилого помещения, установленная по Советско-Гаванскому району в размере 13м2, и считает, что при разрешении этого вопроса суду следовало руководствоваться нормами, установленными в ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в размере 18м2 на каждого члена семьи, исходя из которой, как он считает, у него имеется право на получение жилья по избранному месту жительства.
В своих письменных возражениях и в своих объяснениях в суде апелляционной инстанции представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" Гордолионова, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы заявителя, просила оставить данную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя должностного лица, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно п.1 и п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи ГЖС.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N1054.
В указанных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп."и" п.7 Правил избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, как правильно указано в обжалуемом судебном решении, наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подп."а" п.10 тех же Правил, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп."а" п.10 Правил допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с подп."в" п.16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программ "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подп."ж" п.44 вышеуказанных Правил обязан представить обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за счет средств федерального бюджета, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи ГЖС.
Как установлено судом первой инстанции, супруга Родионова имеет в собственности жилое помещение общей площадью "данные изъяты" "адрес", приобретенное ею в браке с заявителем, в связи с чем на каждого члена их семьи приходится по "данные изъяты" общей площади жилого помещения, т.е. более учетной нормы, установленной решением Совета депутатов городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 15 сентября 2005 года N49 в размере 13м2 и менее на одного человека.
Поскольку Родионов изъявил желание получить на весь состав своей семьи квартиру по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в "адрес", а у его жены имеется в собственности жилое помещение, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу, что заявитель не вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и, как следствие, претендовать на получение жилья за счет средств федерального бюджета на указанных условиях, поскольку это противоречит установленным подп."а" п.10 Правил ограничениям.
Вопреки доводам автора жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка исследованному в судебном заседании техническому отчету N25-11 от 28 октября 2011 года оценщика Фрадкина.
Поскольку в силу ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, п.7 и п.8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47, лишь орган местного самоуправления либо созданная этим органом межведомственная комиссия вправе принимать решение о признании жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, непригодными для проживания граждан, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что технический отчет N25-11 от 28 октября 2011 года индивидуального предпринимателя Фрадкина не может свидетельствовать о непригодности для проживания (аварийности) отчужденного заявителем и его женой жилого помещения.
Несостоятельным является и довод Родионова о необходимости применения в рассматриваемых правоотношениях положений ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку данная правовая норма подлежит применению при разрешении вопроса о предоставлении военнослужащему жилого помещения, а не при разрешении вопроса о признании его нуждающимся в жилых помещениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия,-
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 10 июня 2014 года по гражданскому делу по заявлению Родионова Н.А. об оспаривании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья С.В. Писцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.