Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 12 августа 2014 г. по делу N 2-210/2014
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей - Пунтусова Д.В. и Писцова С.В.,
при секретаре - Смирновой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего военной прокуратуры "данные изъяты" гарнизона "данные изъяты" Куюмчибашева А.Ю. об оспаривании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанного с распределением жилого помещения без учёта права на дополнительную жилую площадь, по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Орловой А.Н. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 16 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Писцова С.В., объяснения представителя должностного лица Червенко К.Г. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,-
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявление Куюмчибашева удовлетворено.
Суд признал неправомерными действия начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее ФГКУ "Востокрегионжилье"), связанные с отказом признать Куюмчибашева нуждающимся в жилом помещении с учетом его права на дополнительную жилую площадь, и обязал названное должностное лицо в установленном порядке признать заявителя нуждающимся в жилом помещении с учетом его права на дополнительную жилую площадь, принять меры по распределению ему жилого помещения в избранном месте жительства с учетом права, как прокурора, на эту дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица Орлова выражает несогласие с решением суда, которое просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Куюмчибашева.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает, что суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права и пришел к ошибочному выводу о том, что заявитель имеет право на дополнительную жилую площадь в силу занимаемой должности помощника военного прокурора гарнизона.
Так, Орлова отмечает, что работники прокуратуры не входят в перечень указанных в п.8 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" категорий военнослужащих, которые имеют право на дополнительную жилую площадь.
Предусмотренное же п.4 ст.44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" право прокуроров на дополнительную жилую площадь, в силу положений постановления Правительства РФ от 21 марта 2008 года N192, может быть реализовано лишь в случае предоставления им специализированных жилых помещений.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя должностного лица, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, подполковник юстиции Куюмчибашев проходит военную службу в должности помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона.
С ДД.ММ.ГГГГ заявитель, подлежащий увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в "адрес".
Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ Куюмчибашеву распределено жилое помещение по избранному месту жительства без учета права на дополнительную жилую площадь.
Не согласившись с указанным решением, Куюмчибашев обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" принять меры по распределению ему жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Удовлетворяя заявление Куюмчибашева, гарнизонный военный суд указал, что в соответствии с п.4 ст.44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Поскольку нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не установлен размер предоставляемой прокурорским работникам дополнительной жилой площади, а в силу п.8 ст.48 того же Федерального закона офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих и обладают правами и социальными гарантиями, установленными не только Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", но и Федеральным законом "О статусе военнослужащих", суд посчитал, что заявитель, являющийся офицером военной прокуратуры, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в размере, установленном п.8 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Между тем, этот вывод суда основан на неверном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с п.4 ст.44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь.Однако, в соответствии с абз.2 п.4 ст.44 того же Федерального закона (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права постановлением Правительства РФ от 21 марта 2008 года N192 установлен Порядок обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями.
В соответствии с п.1 и п.2 указанного Порядка, с 1 января 2008 года ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Генеральной прокуратуре Российской Федерации на улучшение жилищных условий прокуроров, используются этим органом на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Содержание названных правовых норм указывает на то, что прокурорские работники имеют право на дополнительную жилую площадь при обеспечении их в период прохождения службы служебными жилыми помещениями.
Изложенное в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в его определениях от 19 июня 2007 года N446-О-О, от 14 июля 2011 года N102-О-О и других, в соответствии с которой право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса.
Кроме того, нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не предусмотрена возможность обеспечения прокурорских работников жилыми помещениями для постоянного проживания по избранному ими месту жительства, отличному от места прохождения службы.
Право на получение по избранному месту жительства жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, в силу положений п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставлено лишь нуждающимся в жилых помещениях военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Поскольку по делу установлено, что именно в связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе решением жилищного органа Министерства обороны РФ Куюмчибашеву было распределено жилое помещение для постоянного проживания по избранному месту жительства, то при разрешении спорных правоотношений подлежали применению нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 1 ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, которая составляет 18м2 общей площади жилого помещения на одного человека.
В п.2 ст.15.1 того же Федерального закона указаны категории военнослужащих, которые при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25м2.
Поскольку заявитель ни к одной из указанных в п.2 ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" категорий военнослужащих не относится, то вывод суда первой инстанции о наличии у него права на обеспечение жильем по избранному месту жительства с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения не основан на законе.
Исправляя ошибку гарнизонного военного суда, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Куюмчибашева о признании незаконным решения начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ о распределении заявителю жилого помещения без учета дополнительной жилой площади.
Таким образом, судебная коллегия, руководствуясь ст.327.1, абз.2 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 16 июня 2014 года по заявлению Куюмчибашева А.Ю. об оспаривании действий заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных с отказом принять меры по распределению заявителю жилого помещения в избранном месте жительства с учетом права на дополнительную жилую площадь, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Куюмчибашева А.Ю.
СОГЛАСОВАНО
Судья С.В. Писцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.