Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 24 июня 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А.,
и судей - Дубинина В.А.,
- Андрусова В.А.,
при секретаре Лашкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части N "воинское звание" Дубова Д.Н. об оспаривании решения жилищной комиссии этой воинской части об отказе в признании нуждающимся в получении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя командира и жилищной комиссии названной воинской части Трофимова А.В. на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 4 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., объяснения представителей командира и жилищной комиссии войсковой части N Трофимова А.В., Есакова И.М. и Буневича В.Г. в обоснование апелляционной жалобы, возражения заявителя Дубова Д.Н в поддержку решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявление Дубова Д.Н. удовлетворено.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от 12 марта 2014 года об отказе Дубову Д.Н. в признании нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства и обязал названную комиссию признать его нуждающимся в получении жилого помещения путем реализации государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС).
В апелляционной жалобе представитель командира и жилищной комиссии войсковой части N Трофимов А.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование своей просьбы автор апелляционной жалобы, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утверждает, что Дубов Д.Н.не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства - г. Хабаровске путем реализации ГЖС, поскольку он по последнему месту военной службы в "адрес" имеет в собственности жилое помещение, соответствующее нормам жилищного законодательства.
Также Трофимов А.В. указывает, что для включения Дубова Д.Н. в списки граждан-участников вышеуказанной подпрограммы на получение ГЖС он должен быть установленным порядком признан нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем, по его мнению, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ он не может быть признан таковым, поскольку обеспечен жильем по нормам действующего законодательства.
Кроме того, считает автор жалобы, требования заявителя не могли быть удовлетворены и в силу того, что он в жилищную комиссию не представлял документов свидетельствующих о том, что после увольнения с военной службы передаст жилое помещение, в котором проживает, в муниципальную или государственную собственность.
В суде апелляционной инстанции Трофимов А.В., Есаков И.М. и Буневич В.Г., каждый в отдельности, настаивали на отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на то, что, поскольку заявитель поступил на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, т.е. относится к категории военнослужащих, которые обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, на него распространяются требования п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (далее - Правила признания нуждающимися в жилых помещениях), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, в части признания нуждающимся в жилом помещении только по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, при наличии у военнослужащего в собственности жилого помещения по месту службы, он не подлежит признанию нуждающимся в обеспечении им в избранном месте жительства.
Дубов Д.Н, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными, просил оставить её без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Судом первой инстанции установлено, что Дубов Д.Н., подлежащий увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по месту военной службы имеет в собственности жилое помещение. При этом изъявил желание получить ГЖС для приобретения квартиры в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - в г. Хабаровске.
В соответствии с абз. 3 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Подпунктом "в" пункта 16.1 Правил выпуска и реализации ГЖС установлено, что для гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и (или) членов его семьи, имеющих в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, норматив общей площади жилого помещения применяется при расчете размера социальной выплаты, если указанным гражданином принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, утвердившим соответствующие Правила (далее - Правила учета).
Подпунктом "и" пункта 7 Правил учета определено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Анализ вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи свидетельствует, что ограничение, установленное подпунктом "а" пункта 10 Правил учета, согласно которому военнослужащие, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, в данном случае применяться не должно, поскольку Правилами выпуска и реализации ГЖС допускается возможность выдачи сертификата таким военнослужащим, при условии дачи ими обязательства о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, что заявителем было исполнено в полном объеме.
То обстоятельство, что заявитель обязательство о безвозмездном отчуждении занимаемого им с членами семьи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность оформил после принятия жилищной комиссией оспариваемого решения, какого - либо значения не имеет, поскольку данный документ согласно п. 44 Правил выпуска и реализации ГЖС нужен при предоставлении документов для получения ГЖС, т.е. после того как он будет признан нуждающимся в получении жилого помещения.
Кроме того, в судебном заседании суда второй инстанции Дубов пояснил, что такого обязательства до рассмотрения его заявления жилищная комиссия не требовала.
Что касается довода представителей командира и жилищной комиссии войсковой части 3494 о том, что Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях не предусматривается признание таковыми военнослужащих, имеющих в собственности жилое помещение по месту службы, то отвергая их, суд исходит из того, что эти Правила неприменимы в рассматриваемом случае, т.к. в них речь идет о военнослужащих изъявивших желание жилое помещение по избранному месту жительства, тогда как Дубов претендует на получение ГЖС, т.е. улучшение жилищных условий в иной форме.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 4 апреля 2014 года по гражданскому делу по заявлению Дубова Д.Н. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.