Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу А. на решение судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 КоАП РФ в отношении генерального директора Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" А.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного транспортного инпектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федерального округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 08 августа 2013 г. А. как должностное лицо- генеральный директор Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" привлечен к административной ответственности по ст. 11.16 КоАП РФ за нарушение установленных на воздушном транспорте требований пожарной безопасности.
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Согласно постановлению, на территории аэропорта "Кодинск", филиала ФКП "Аэропорты Красноярья" нарушены требования "Наставления по пожарной охране в гражданской авиации СССР", утвержденного Приказом МГА СССР от 21.06.1985 N 133 ( далее НПО ГА-85), а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, а именно:
- пожарные щиты не укомплектованы требуемым набором первичных средств пожаротушения (п. 14.1.2 НПО ГА-85);
- деревянные конструкции чердачных помещений здания аэропорта Кодинск не обработаны огнезащитным составом ( п. 4.2.5 НПО ГА-85, п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- отсутствует стационарное заземляющее устройство у топливной емкости и переносного заправочного агрегата для заправки воздушных судов типа Ан-2, расположенных в районе стоянки ВС (п. 5.3.8 НПО ГА-85).
Нарушения выявлены в ходе проверки, проведенной в период с 09 июля 2013 г. по 25 июля 2013 г.
Решением судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2013 года постановление по делу об административном правонарушении в отношении А. оставлено в силе.
В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд в соответствии со ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, А. просит постановление о назначении ему административного наказания и судебное решение отменить, указывая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 КоАП РФ, так как нарушений на воздушном судне не выявлено, суд неправильно истолковал закон, его вина в нарушениях требований пожарной безопасности отсутствует, так как он предпринял необходимые меры по их соблюдению, факт неукомплектованности пожарных щитов должным образом не подтвержден, существенно нарушен его порядок привлечения к административной ответственности, постановление основано на недопустимых доказательства, так как нарушен порядок проведения внеплановой проверки.
На жалобу принесены возражения представителем административного органа Х. в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании защитник Щ ... жалобу поддержала.
Другие участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о рассмотрении дела Красноярским краевым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу, что решение судьи, а также постановление по делу об административном правонарушении в отношении А. подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как установлено ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, вопрос о том, входили ли соответствующие виновные действия (бездействие) в круг должностных обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в каждом конкретном случае подлежит исследованию и разрешению.
Между тем, изучение настоящего дела свидетельствует о том, что административный орган вопросы вины А. в правонарушении исследовал неполно, в связи с чем постановление о назначении ему наказания вынесено без достаточных к тому оснований.
В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что на момент проверки, проводившейся Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федерального округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, А. состоял в должности генерального директора Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья", которое имеет на территории края пять филиалов, в том числе : Аэропорт "Кодинск", Аэропорт "Северо-Енисейск", Аэропорт "Мотыгино", Аэропорт "Туруханск", Аэропорт "Подкаменная Тунгуска".
Согласно представленным документам, 05 июля 2012 г. генеральным директором Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" был издан приказ N48 "О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность на предприятии".
Данным приказом на каждом из объектов Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья", были определены должностные лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности.
Применительно к Аэропорту "Кодинск", лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, приказом назначен директор данного филиала.
Кроме того, 05 июля 2012 г. А. утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности в Федеральном казенном предприятии "Аэропорты Красноярья", издан Приказ N 47 "Об установлении противопожарного режима на объектах предприятия".
Однако, как показывает изучение дела, при принятии решения о привлечении А. к административной ответственности, данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела по существу, не были исследованы и приняты во внимание, хотя они свидетельствуют о принятии А ... в рамках его компетенции необходимых организационных мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности объектов предприятия.
Мотивированные выводы почему при существующем распределении полномочий в области соблюдения требований пожарной безопасности между должностными лицами Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья", ответственности подлежит генеральный директор предприятия, в постановлении отсутствуют.
Материалы дела свидетельствует, о том, что в данном случае А. не является надлежащим субъектом административной ответственности, чему судьей Кежемского районного суда Красноярского края при рассмотрении дела должной оценки не дано.
Кроме того, как видно из дела, А. не был надлежаще извещен о его рассмотрении 08 августа 2013 г. должностным лицом Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федерального округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
В протоколе об административном правонарушении определена дата рассмотрения дела, однако время рассмотрения не указано. Иные извещения в деле отсутствуют, что нарушило права лица, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, решение судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2013 года и постановление старшего государственного транспортного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федерального округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 08 августа 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 КоАП РФ в отношении генерального директора Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" А. подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2013 года и постановление старшего государственного транспортного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федерального округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 08 августа 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 КоАП РФ в отношении генерального директора Федерального казенного предприятия "Аэропорты Красноярья" А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.