судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Головиной Л.Н.
судей Гаус Т.И., Быстровой М.Г.
при секретаре Варовой С.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.
гражданское дело по иску Яковлевой ЕД, Яковлевой ЮЕ к Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 мая 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать за Яковлевой ЕД, Яковлевой ЮЕ право общей долевой собственности по ? доле за каждой в порядке приватизации на квартиру "адрес"".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлева Е.Д. и Яковлева Ю.Е. обратились в суд с иском к ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что квартира была предоставлена им на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от 05 сентября 1990 года. Поскольку с указанного времени они постоянно проживают в квартире, просили признать за ними право собственности на квартиру в порядке приватизации, по ? доли за каждой.
В судебном заседании истица Яковлева Е.Д. суду пояснила, что 05 сентября 1990 года решением жилищной комиссии войсковой части 74008 ее мужу Яковлеву Е.М., который до 1991 года являлся военнослужащим, а после увольнения с военной службы состоял в трудовых отношениях с войсковой частью, и членам его семьи для проживания была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес". О предоставлении жилья муж обращался с заявлением к руководству войсковой части. В квартиру они вселились семьей в 1990 году, до настоящего времени она и ее дочь Яковлева Ю.Е. постоянно проживают в ней, состоят на регистрационном учете по месту жительства, несут бремя ее содержания, на имя Яковлевой Е.Д. открыт финансовый лицевой счет. Договор найма на квартиру и протокол заседания жилищной комиссии утрачен. После увольнения Яковлева Е.М. с военной службы руководство войсковой части не требовало их выселения из квартиры.
К участию в деле судом в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица - Яковлев Д.Е.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Домрачева М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что истцы не представили решение жилищной комиссии, на основании которого им выделена спорная квартира, ими не предоставлены ордер, договор найма. Заявитель жалобы полагает, что квартира предоставлялась в качестве служебного жилья, которое не подлежит приватизации. Кроме того, жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жильем лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Минобороны РФ, не является обязанностью последнего, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче в собственность граждан жилья, находящегося в федеральной собственности в порядке приватизации.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из положений ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность.
На основании ст.4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Каждый гражданин имеет право на приобретение бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Яковлева Е.Д. с 12 августа 1991 года по 03 февраля 2005 года состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 74008 на должностях гражданского персонала, выполняла работу санитарки медпункта, затем стрелка отряда ВОХР, уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
В 1990 году по решению жилищной комиссии войсковой части 74008 Яковлеву Е.М. и членам его семьи: супруге Яковлевой Е.Д., дочери Яковлевой Ю.Е., 1983 г.р., и сыну Яковлеву Д.Е., 1975 г.р., была предоставлена четырехкомнатная квартира "адрес".
На основании указанного решения жилищной комиссии Яковлев Е.М. вместе с членами своей семьи вселились в квартиру в 1990 году.
Яковлев Д.Е. выехал из указанной квартиры на другое место жительства, снявшись 13 марта 2008 года с регистрационного учета по адресу спорной квартиры.
15 октября 2007 года между домоуправлением N 1 Красноярской КЭЧ и Яковлевым Е.М., проживающим по адресу: "адрес" заключен договор N на оказание коммунальных услуг.
Из дела видно, что Яковлев Е.М. умер 07 октября 2011 года.
Яковлева Е.Д. и Яковлева Ю.Е. проживают в квартире до настоящего времени, где состоят на регистрационном учете: Яковлева Е.Д. с 05 сентября 1990 года, Яковлева Ю.Е. с 25 декабря 2000 года.
В настоящее время финансовый лицевой счет на вышеуказанную квартиру открыт на имя квартиросъемщика Яковлеву Е.Д., ею производится оплата за жилищные и коммунальные услуги.
По сведениям, содержащимся в финансовом лицевом счете, Яковлева Е.Д. и Яковлева Ю.Е. проживают в квартире с 05 сентября 1990 года, прописаны на основании ходатайства жилищной комиссии.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года ФГУ "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ "Красноярская КЭЧ" Министерства обороны РФ.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - квартиру "адрес" в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отсутствуют.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 05 мая 2014 года N, выданной ТУ Росимущества в Забайкальском крае, жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, 7, закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений".
На основании распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р жилищный фонд военного городка в д.Каменка Ачинского района Красноярского края, где располагается спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, в настоящее время занимаемое истцами жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.
Из материалов дела также следует, что в приватизации жилого помещения Яковлева Е.Д. и Яковлева Ю.Е. участия не принимали. Разрешая при указанных обстоятельствах спор, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для передачи Яковлевой Е.Д. и Яковлевой Ю.Е. спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, исходя из того, что жилое помещение предоставлялось в 1990 году Яковлеву Е.М. и членам его семьи, в том числе истцам, как ведомственное жилье, и на момент заселения семьи Яковлевых квартира служебной не являлась.
Поскольку истцы длительное время постоянно проживают в спорном жилом помещении, где состоят на регистрационном учете по месту жительства, исполняют обязанности по оплате за жилищные и коммунальные услуги, ответчиками законность вселения истцов в квартиру при рассмотрении дела судом первой инстанции не оспаривалась, суд обоснованно сделал вывод, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Исходя из того, что истцы желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовались, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время военный городок N13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края, исключен из перечня закрытых военных городков, суд признал за Яковлевой Е.Д. и Яковлевой Ю.Е. право равнодолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не представили никаких документов, подтверждающих законность вселения в спорную квартиру, которая имеет статус служебного жилья и не подлежит приватизации в силу прямого указания закона - ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", судебная коллегия находит несостоятельными, противоречащими фактическим обстоятельствам по делу.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что квартира "адрес" (военный городок N13) предоставлена Яковлеву Е.М. и членам его семьи в 1990 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в которой Яковлев Е.М. проходил службу.
Согласно ч.1 ст.6 ЖК РСФСР (ред. 1983 г.), утратившего силу с 1 марта 2005 года, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Исходя из положений ст.104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
При этом в силу положений ст.101 ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
В период действия ЖК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 26 декабря 1984 года N5 (в ред. от 21.12.1993г.) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР" разъяснил, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20).
Анализ приведенных норм ранее действовавшего жилищного законодательства свидетельствует о том, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а впоследствии местной администрации.
При этом само по себе предоставление военнослужащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяло его статусом служебного.
Материалами дела подтверждено, что жилые помещения, расположенные в домах по ул. Лесная в д. Каменка Ачинского района Красноярского края, до 2004 года решениями исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов, а затем Администрации г. Ачинска включались в число служебных, однако спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решениями исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18 сентября 1991 года N 389-Р, постановлениями Администрации города Ачинска N 57-п от 09 апреля 1992 года, от 13 мая 1992 года N 113-П, от 26 ноября 1992 года N 484-П, от 21 июня 1993 года N 241-П.
После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными в дело распоряжениями Администрации Ачинского района за период 2004 -2005 г.г.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют данные о том, что на момент предоставления Яковлеву Е.М. квартиры "адрес" в отношении этого жилого помещения принималось решение о включении его в число служебных.
Доказательств о включении в установленном законом порядке спорной квартиры в число служебных жилых помещений ответчиками не представлено.
Из дела видно, что после смерти Яковлева Е.М., его супруга Яковлева Е.Д. и дочь Яковлева Ю.Е. остались проживать в спорном жилом помещении.
Отсутствие у истцов письменного договора социального найма, ордера на спорное жилое помещение, решения жилищной комиссии о предоставлении жилья, о чем указывает заявитель апелляционной жалобы, не свидетельствует о незаконном проживании истцов в спорной квартире и не препятствует осуществлению истцами права нанимателя и члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку реализация права в данном случае не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом указанных документов.
Исходя из того, что спорная квартира относится к государственной собственности и с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, а также учитывая, что истцы своим правом на бесплатную приватизацию жилья ранее не воспользовались, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 2,4,8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обоснованно удовлетворил исковые требования, признав за Яковлевой Е.Д. и Яковлевой Ю.Е. право равнодолевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, д. 7, кв.57.
Правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судебной коллегией по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не являются военнослужащими, а, следовательно, не имеют права на получение жилья в собственность от Министерства обороны РФ, правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку спорные правоотношения не регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Не являются основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что истцы не обращались в уполномоченный орган Министерства обороны РФ с вопросом о получении занимаемого ими жилого помещения в собственность, поскольку в силу положений статьи 8 Закона РФ от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, за ним может быть признано право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, применены судом первой инстанции правильно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.