Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Малякина А.В.,
судей - Жихарева Ю.А., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Севрюкове С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению Каршакевича ИЛ. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края об отказе в регистрации кандидатом на должность главы г. Назарово и обязании восстановить нарушенное пассивное избирательное право, зарегистрировав Каршакевича ИЛ. кандидатом на должность главы г. Назарово Красноярского края
по апелляционной жалобе представителя избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края - Савенкова Р.С.
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 15 августа 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Каршакевича ИЛ. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края об отказе в регистрации кандидатом на должность главы г. Назарово и обязании восстановить нарушенное пассивное избирательное право, зарегистрировав Каршакевича ИЛ. на должность главы г. Назарово Красноярского края - удовлетворить.
Отменить решение N 45/13 избирательной комиссии г. Назарово Красноярского края от 9 августа 2014 года об отказе в регистрации Каршакевичу ИЛ. в качестве кандидата на должность главы города Назарово Красноярского края и обязать избирательную комиссию г. Назарово Красноярского края зарегистрировать Каршакевича ИЛ. кандидатом на должность главы города Назарово Красноярского края".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каршакевич И.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края об отказе в регистрации кандидатом на должность главы г. Назарово, возложении обязанности восстановить нарушенное пассивное избирательное право, зарегистрировав его кандидатом на должность главы г. Назарово Красноярского края.
В обоснование своих требований сослался на то, что им в избирательную комиссию сданы документы для выдвижения в кандидаты на указанную должность, в том числе, подписные листы с 229 подписями избирателей. По результатам рассмотрения представленных документов избирательной комиссией вынесено решение об отказе в его регистрации, поскольку признаны недействительными все подписи избирателей по причинам, указанным в ведомости проверки подписных листов. В качестве таковых поименованы: несоответствие сведений в подписном листе действительности (15 подписей), наличие неоговоренных избирателем исправлений в дате внесения подписи избирателя (3 подписи) и в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей (5 подписей), несоблюдение формы подписного листа требованиям приложения N 6 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (229 подписей), наличие подписи лица, не обладающего активным избирательным правом (1 подпись). Полагает, что выявленные нарушения при заполнении подписных листов носят несущественный характер.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края - Савенков Р.С. просит данный судебный акт отменить как незаконный, вынесенный без учета того обстоятельства, что нарушения, допущенные при заполнении подписных листов, являются существенными.
Проверив материал, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края - Савенкова Р.С., поддержавшего доводы жалобы, Каршакевича И.Л.,, настаивавшего на оставлении решения суда без изменения, заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда незаконным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В частности, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (п. 6 ст. 76 указанного Закона).
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения получили закрепление и в ч. 1 ст. 29 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" от 2 октября 2003 года N 8-1411.
Согласно пп. "г.1" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей,, основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Такое же положение содержится и в п. 12 ст. 29 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае". Дополнительно отмечено, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Как видно из материалов дела, решением Совета депутатов г. Назарово от 23 июня 2014 года N 22-165 на 14 сентября 2014 года назначены выборы главы города Назарово (л.д. 90).
24 июля 2014 года в избирательную комиссию муниципального образования г. Назарово Красноярского края поступило заявление Каршакевича И.Л. о согласии баллотироваться на указанную должность в порядке самовыдвижения.
В рамках реализации своего намерения 31 июля 2014 года Каршакевич И.Л. представил подписные листы, содержавшие 229 подписей (при требующемся количестве 208 подписей) (л.д. 98-106). Однако решением избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края от 9 августа 2014 года N 45/13 ему отказано в регистрации кандидатом на должность Главы г. Назарово на основании ч. 12 ст. 29 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" - в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом на должность Главы г. Назарово (так, количество недействительных подписей составляет 100 % от общего числа представленных претендентом) - л.д. 11-12.
В соответствии с пп. "и" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Частью 2 ст. 28 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" предусмотрено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, списка кандидатов изготавливаются и оформляются по формам, установленным Федеральным законом.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается согласно приложению N 6 к настоящему Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 8 ст. 37).
Согласно протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Каршакевича И.Л. от 7 августа 2014 года рабочей группой Избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края по приему подписных листов было проверено 229 подписей избирателей, из них 229 признаны недействительными (л.д. 13-14). Поводом для принятия такого решения послужило несоблюдение формы подписных листов (в соответствующей графе подписных листов "мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидата на должность главы" неверно указано наименование муниципального образования - "города Назарово" вместо "города Назарово Красноярского края").
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Каршакевича И.Л. о признании названного акта незаконным, исходил из того, что Устав муниципального образования город Назарово Красноярского края, не содержат унифицированного термина по наименованию данного муниципального образования, позволившего бы избежать неточностей при его написании. Вследствие этого, по мнению суда, допускается указание муниципального образования и как "город Назарово", и как "город Назарово Красноярского края".
Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может ввиду следующего.
Из представленного в материалы дела Устава муниципального образования город Назарово Красноярского края (л.д. 31-81) усматривается, что в структуру органов местного самоуправления обозначенного муниципального образования включены: Назаровский городской Совет депутатов, Глава города Назарово, Администрация города Назарово, Контрольно-счетная палата города Назарово (ст. 6 Устава).
При этом в ст. 2 Устава содержится наименование муниципального образования с одновременным приведением его характеристик. Так, муниципальное образование город Назарово Красноярского края имеет статус городского округа и является в соответствии с федеральным законодательством самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправлениие в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом. Приведенное наименование муниципального образования совпадает с тем, которое вынесено и в название правоустанавливающего нормативного правового акта - Устава.
В подписных листах, представленных Каршакевичем И.Л., в графе "Выборы" наименование Главы муниципального образования указано в соответствии с Уставом - "Глава города Назарово". В графе же "Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидата на должность главы" вписано наименование муниципального образование "город Назарово", тогда как надлежало обозначить его "город Назарово Красноярского края".
Таким образом, форма представленных Каршакевичем И.Л. подписных листов не отвечает требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что влечет признание содержащихся в них подписей недействительными.
В связи с изложенными судебная коллегия находит, что избирательная комиссия муниципального образования г. Назарово Красноярского края, признавая все переданные на рассмотрение подписи по упомянутому основанию недействительными и отказывая в регистрации заявителя в качестве кандидата на должность главы г. Назарово по мотиву отсутствия достаточного количества подписей, действовала в строгом соответствии с нормами избирательного законодательства.
Сроки принятия оспариваемого решения избирательной комиссией нарушены не были.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Согласно ч.ч. 19, 20 ст. 29 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" избирательная комиссия в десятидневный срок обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Материалами дела подтверждается, что подписные листы представлены Каршакевичем И.Л. 31 июля 2014 года. Решение об отказе регистрации кандидата принято избирательной комиссией муниципального образования г. Назарово Красноярского края 9 августа 2014 года, то есть в течение предусмотренного законом десятидневного срока.
При таком положении судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении предъявленных Каршакевичем И.Л. требований основанными на неправильном применении норм материального права, что согласно ст. 330 ГПК РФ влечет отмену судебного акта. При установленных в ходе рассмотрения дела юридически значимых обстоятельствах судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 15 августа 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Каршакевича ИЛ. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г. Назарово Красноярского края об отказе в регистрации кандидатом на должность главы г. Назарово и возложении обязанности восстановить нарушенное пассивное избирательное право посредством регистрации Каршакевича ИЛ. кандидатом на должность Главы г. Назарово - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.