Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Беляковой Н.В., Пташника И.П.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Берштейн "данные изъяты" к Сибирскому линейному управлению МВД РФ на транспорте, Управлению на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу о признании действий незаконными, признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе представителя УТ МВД России по СФО - Куртеевой П.Д.
по апелляционной жалобе Берштейн А.Л.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 02 июня 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Берштейн "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу от 04.02.2013 года об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по СФО от 04.02.2013 г. Берштейн А.Л. было отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырех человек, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих место регистрации членов семьи за последние пять лет.
Берштейн А.Л. обратилась в суд с иском к Сибирскому линейному управлению МВД РФ на транспорте, Управлению на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что с 1996 г. проходит службу в органах внутренних дел. Семья состоит из 4 человек. В собственности истицы и ее мужа имеется жилая площадь, на каждого члена семьи которой приходится 12,05 кв.м, что ниже учетной нормы в 15 кв.м. За период службы единовременная выплата для приобретения жилья, а также жилое помещение по договору социального найма, не предоставлялись. В этой связи, полагала, что решение жилищной комиссии является незаконным, поскольку ею были представлены всех необходимые документы.
Просила признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии 04.02.2013 г., обязать принять истицу и членов ее семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с 04.02.2013 г.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УТ МВД России по СФО Куртеева П.Д. просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе Берштейн А.Л. просит об изменении решения суда в части неудовлетворенных исковых требований, также ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции Берштейн А.Л., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УТ МВД России по СФО Куртееву П.Д., а также представителя Сибирского ЛУ МВД России - Соболева А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно п.2 ч.2 ст.4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Названным пунктом Правил определено, что к заявлению должны быть приложены, в том числе копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
На основании п.12 Правил при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата.
В соответствии с подпунктами "а", "б" п.14 Правил в функции Комиссии, принимающей решение о принятии либо отказе в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, входят в том числе следующие действия: проверка сведений, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с п.5 Правил; направление в случае необходимости запроса в определяемое МВД ДФ уполномоченное подразделение центрального аппарата МВД РФ для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты.
Согласно п.16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Министерством внутренних дел России разработаны методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления.
Согласно приложению 4 к методическим рекомендациям предусмотрено предоставление документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений: до 1998 года предоставляются справки из бюро технической инвентаризации со всех мест регистрации по месту жительства сотрудников и членов его семьи, а с 1998 года предоставляются выписки из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ними по всей территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истица с 24.08.1995 г. проходит службу в органах внутренних дел, при этом с 15.08.2011 г. состоит в должности инспектора отдела по делам несовершеннолетних подразделения полиции по охране общественного порядка Сибирского ЛУ МВД России (л.д.31,130). Имеет в собственности долю в праве на квартиру (1232/5019 долей) в размере 19,14 кв.м., расположенную по адресу: г.Красноярск, ул. "данные изъяты". Кроме того, супруг Берштейн М.Ю. имеет в собственности квартиру по адресу: г.Красноярск, ул. "данные изъяты", общей площадью 28,8 кв.м.
В 2012 г. обратилась в УТ МВД России по СФО с заявлением о принятии ее в составе семьи из четырех человек (она, муж - Берштейн М.Ю., сын - Калмыков К.Д., сын - Берштейн К.М.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии по социально-бытовым вопросам Сибирского ЛУ МВД России от 12.10.2012 г. признано, что полнота представленных истицей документов соответствует требованиям п.5 Правил (л.д.36).
Решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по СФО от 04.02.2013 г. истице отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4 человек, в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223 (л.д.37). Основанием отказа в постановке истицы на учет явилось заключение комиссии о том, что семья Берштейн А.Л. состоит из 3 человек, проживающих совместно. Комиссия пришла к выводу что сын истицы Калмыков К.Д. проживает отдельно, поскольку зарегистрирован по адресу г.Красноярск, ул. "данные изъяты". Кроме того, в комиссию не были представлены документы, подтверждающие место регистрации истицы и членов ее семьи за последние пять лет.
Между тем, в материалах дела имеется решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 24.07.2013 г. (вступившее в законную силу 02.09.2013 г.) об установлении факта совместного проживания Берштейн А.Л. и Калмыкова К.Д. с 19.10.2010 г. по день вынесения решения суда. Таким образом, как видно из материалов дела, Берштейн А.Л. с составом семьи 4 человека проживает по адресу: г.Красноярск, ул. "данные изъяты".
Удовлетворяя исковые требования Берштейн А.Л. в части признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу от 04.02.2013 г. об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что в случае недостоверности представленных в Комиссию сведений, именно последней предоставлены полномочия по проверке сведений в представленных документах, путем направления соответствующих запросов в компетентные органы, чего сделано не было.
Поскольку доказательства недостоверности представленных истицей в Комиссию сведений ответчиком не представлены, судебная коллегия считает необходимым согласиться с указанным выводом суда.
Так, исходя из содержания пунктов 12,14 Правил, Комиссия при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, наделена правом их возврата сотруднику с указанием причин возврата, либо проведением проверки сведений, содержащихся в документах, направлением запросов в государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных правовых норм и фактических обстоятельств дела, на Комиссию возложена обязанность запросить в соответствующих органах не представленные сведения относительно места регистрации истицы и членов ее семьи за последние пять лет, поскольку представленные истицей документы решением комиссии Сибирского ЛУ МВД России от 12.10.2012 г. были приняты для дальнейшего направления в УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу.
Кроме того, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе в удовлетворении требований о признании действий Сибирского ЛУ МВД РФ на транспорте в части неисполнения обязанности по проверке полноты представленных документов незаконными и возложении обязанности по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты. Так, Комиссия УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу выносит решение о принятии либо отказе в принятии сотрудника на учет только после проверки всех необходимых документов. Однако доказательств того, что Комиссия располагает всеми документами и сведениями относительно истицы и ее семьи в соответствии с Перечнем, что позволило бы вынести решение о принятии либо отказе в принятии сотрудника на учет, в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы УТ МВД России по СФО, в том числе о том, что на Комиссию п.14 Правил не возлагается обязанности направлять соответствующие запросы в компетентные органы, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Довод апелляционной жалобы Берштейн А.Л. о том, что по настоящему решению суда для ответчика не наступило никаких правовых последствий, также не принимается во внимание, поскольку исходя из указанных требований Закона и с учетом принятого судом решения, Комиссия УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу обязана запросить необходимые документы и после их проверки снова рассмотреть вопрос о постановке истицы на учет, после чего вынести соответствующее решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия выводы суда о частичном удовлетворении исковых требований находит правильными и не принимает во внимание доводы апелляционных жалоб, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 02 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя УТ МВД России по СФО Куртеевой П.Д., а также апелляционную жалобу Берштейн А.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.