судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Зинченко И.Н.,
судей Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,
прокурора Назаркина В.П.,
при секретаре Елфимовой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Малякина А.В.
гражданское дело по заявлениям кандидатов на должность главы Нарвинского сельсовет Манского района Красноярского края Олейника С.С. и Яньковой Т.П. об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края Анжаева В.Б.
по апелляционной жалобе Анжаева В.Б. на решение Манского районного суда Красноярского края от 15 августа 2014 года.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Нарвинского сельского совета депутатов N 8 от 23 июня 2014 г. выборы главы Нарвинского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - глава Нарвинского сельсовета) назначены на 14 сентября 2014 г.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Нарвинский сельсовет Манского района Красноярского края (далее - избирательная комиссия) N 9/30 от 5 августа 2014 года Анжаев В.Б. зарегистрирован кандидатом на должность главы Нарвинского сельсовета.
Решениями избирательной комиссии от 6 августа 2014 г. N10/32 и N10/31, в качестве кандидатов на должность главы Нарвинского сельсовета зарегистрированы Олейник С.С. и Янькова Т.П.
Олейник С.С. и Янькова Т.П. обратились в суд с заявлениями об отмене решения избирательной комиссии от 5 августа 2014 г. N9/30, ссылаясь на то, что подписные листы в поддержку кандидата Анжаева В.Б. оформлены ненадлежащим образом, в связи с чем все подписи избирателей в этих листах признаются недействительными, поэтому регистрация указанного кандидата является незаконной.
Решением Манского районного суда Красноярского края от 15 августа 2014 года решение избирательной комиссии от 5 августа 2014 г. N9/30 о регистрации кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Анжаева В.Б. признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Анжаев В.Б. ставит вопрос об отмене данного решения суда, как постановленного при неправильном применении норм материального права.
Выслушав в судебном заседании объяснения Анжаева В.Б. и его представителя Ростовцевой О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения Олейника С.С., Яньковой Т.П., их представителя Зверева М.В. и представителя избирательной комиссии Юрченко С.Н., согласившихся с решением суда, а также заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда подлежащим отмене, проверив материалы дела, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Разрешая заявленные Олейником С.С. и Яньковой Т.П. требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что решение о регистрации кандидата Анжаева В.Б. было принято избирательной комиссией с нарушением требований закона.
Согласно статье 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией лишь при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1). Отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (пункт 24).
Исходя из положений статьи 37 названного Федерального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1). Подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, вносятся в подписные листы, форма которого установлена приложением 6 к этому закону (пункт 8). Каждый такой подписной лист должен быть заверен кандидатом и подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (пункты 12 и 13). При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах; при этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя (пункт 14).
Все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует вышеуказанным требованиям, признаются недействительными (подпункт "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в статье 29 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".
Из материалов дела видно, что число избирателей в Нарвинском сельсовете составляет 1081 человек, следовательно, для регистрации кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета необходимо собрать 10 подписей избирателей.
В поддержку выдвижения кандидата Анжаева В.Б. было собрано 14 подписей, часть из которых внесена на лицевой и оборотной стороне одного листа, а другая часть - на другом листе, служащем продолжением первого, при этом на первом листе отсутствуют заверительные надписи, а на втором отсутствует заголовок документа ("подписной лист") и иные сведения, установленные приложением 6 к Федеральному закону N 67-ФЗ (наименования главы муниципального образования, дата голосования и пр.).
Эти листы с подписями избирателей и были представлены Анжаевым В.Б. в избирательную комиссию.
Суд верно указал в решении, что оформление одного подписного листа на двух листах бумаги (когда один лист бумаги содержит только часть подписного листа, а второй лист бумаги - другую часть) не допускается. Следовательно, Анжаевым В.Б. в избирательную комиссию был представлен подписной лист, форма которого не соответствует требованиям закона, поэтому все подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Анжаева В.Б. признаются недействительными.
Придя к правильному выводу о том, что решение избирательной комиссии N 9/30 от 5 августа 2014 года о регистрации кандидата на должность главы Нарвинского сельсовета Анжаева В.Б. было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, суд обосновано отменил такое решение избирательной комиссии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оформление подписного листа на двух листах бумаги является допустимым и не может влечь отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата строятся на ошибочном толковании закона. Этим доводам суд первой инстанции дал надлежащую оценку, которая отражена в решении.
Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Манского районного суда Красноярского края от 15 августа 2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Анжаева В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.