Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Зинченко И.Н.,
судей - Пашковского Д.И., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению Курбатова АВ об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования Еловский сельсовета Емельяновского района Шульгиной ЕС
по апелляционной жалобе Курбатова А.В.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 августа 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Курбатова АВ об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края N от 11 августа 2014 года о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования Еловского сельсовета Емельяновского района Шульгиной ЕС отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курбатов А.В. обратился в суд с заявлением (с учетом вносившихся дополнений) о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края от 11 августа 2014 года N о регистрации Шульгиной Е.С. кандидатом на должность Главы муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района.
В обоснование своих требований сослался на то, что также является зарегистрированным кандидатом на указанную должность. Представленные Шульгиной Е.С. в поддержку своего выдвижения подписи в соответствии с положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ являются недействительными в связи с неверным указанием места жительства лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (при написании их адресов не приведено наименование субъекта Российской Федерации). Также подписи представлены в количестве большем допустимого, чем нарушается принцип равенства кандидатов. Кроме того, Шульгина Е.С. не передала в избирательную комиссию документы, подтверждающие сведения об образовании, а также копии страниц паспорта с отметками о регистрации брака.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Курбатов А.В. просит данный судебный акт отменить как незаконный, вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права, настаивает на доводах, изложенных в заявлении.
Проверив материал, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Курбатова А.В. и его представителя - Мельниковой В.К., поддержавших доводы жалобы, председателя Избирательной комиссии муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края - Веденеевой С.В., оставившей вопрос на усмотрение суда, Шульгиной Е.С., считавшей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Как усматривается из представленных материалов, оспариваемое заявителем решение избирательной комиссии о регистрации Шульгиной Е.С. кандидатом на должность Главы муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района принято 11 августа 2014 года.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении предъявленных требований, исходил из того, что обращение Курбатова А.В. последовало 21 августа 2014 года, то есть за пределами установленного законом пресекательного срока. При этом при исчислении такового суд руководствовался положениями ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусматривающей, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события.
Между с тем с данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Как указывалось выше, сокращенные сроки обращения в суд установлены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в п. 26 своего Постановления "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 31 марта 2011 года N 5 разъяснил, что ст. 11.1 упоминавшего Федерального закона предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, предусмотренных главой 9 ГПК РФ. Таким образом, названная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе сроков обращения в суд, исчисление которых производится в порядке определенном статьями 107 и 108 ГПК РФ.
Судом первой инстанции приведенные положения были оставлены без внимания.
Исчисляя процессуальный срок обращения заявителя в суд по правилам статей 107 и 108 ГПК РФ, последним днем для такого обращения следовало обозначить 21 августа 2014 года, а не 20 августа 2014 года. Это обусловлено тем, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которым определено его начало (11 августа 2014 года), а если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе Курбатову А.В. в удовлетворении заявления, поданного им в суд 21 августа 2014 года (л.д. 2), то есть в установленные сроки, следует признать незаконным.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Дав оценку представленным материалам и фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия находит требования Курбатова А.В. подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В частности, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (п. 6 ст. 76 указанного Закона).
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения получили закрепление и в ч. 1 ст. 29 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" от 2 октября 2003 года N 8-1411.
В силу пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для регистрации кандидата (в том числе, с учетом требований ч. 1 ст. 38 данного Закона, отсутствие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата), расценивается в качестве повода для отказа в регистрации кандидата.
Как видно из материалов дела, на 14 сентября 2014 года назначены выборы Главы муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района.
25 июля 2014 года в избирательную комиссию данного муниципального образования поступило заявление Шульгиной Е.С. о согласии баллотироваться на указанную должность в порядке самовыдвижения (л.д. 13).
В рамках реализации своего намерения 4 августа 2014 года она представила подписные листы, содержавшие 18 подписей. По результатам проверки таковых достоверными признаны 13 подписей (остальные 5 подписей отклонены ввиду несоответствия указанного в подписном листе места жительства избирателей сведения, содержащимся в ГАС "Выборы"). Ввиду наличия необходимого количества подписей избирателей решением избирательной комиссии муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района от 11 августа 2014 года N Шульгина Е.С. зарегистрирована кандидатом на должность Главы обозначенного административно-территориального образования (л.д. 5-6, 14-19).
Согласно пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона" Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Пунктом 12 ст. 37 указанного Закона предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного лица данное лицо собственноручно указывает свою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
При этом под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 5 ст. 2 Федерального закона).
Аналогичные положения содержатся в п. 5 ст. 28, пп. "з" п. 10 ст. 29 Закона Красноярского края "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" от 2 октября 2003 года N 8-1411.
Анализ содержания графы "Подписной лист удостоверяю" подписных листов, представленных Шульгиной Е.С. (л.д. 24-25) позволяет сделать вывод, что упомянутые требования при внесении сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей, не соблюдены. Так, при написании адреса места жительства названных лиц не указано наименование субъекта Российской Федерации (Красноярский край).
Вместе с тем избирательной комиссией при проверке подписных листов, переданных в поддержку Шульгиной Е.С., не было учтено наличие подобных нарушений, являющихся в силу приведенных положений законодательства о выборах безусловным основанием для признания подписей недействительными. Вследствие этого принятое избирательной комиссией решение о регистрации Шульгиной Е.С. является незаконным и подлежит отмене.
Согласно ч. 9 ст. 260 ГПК РФ решение по заявлению об отмене регистрации кандидата принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Однако, в соответствии с разъяснением, предложенным в абз. 5 п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 31 марта 2011 года N 5, этот срок не распространяется на дела по заявлениям об оспаривании решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата.
При таком положении судебная коллегия находит возможным принять по делу новое решение об удовлетворении предъявленных Курбатовым А.В. требований о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края от 11 августа 2014 года N 8/23 о регистрации Шульгиной Е.С. кандидатом на должность Главы муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 августа 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Курбатова АВ удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района Красноярского края от 11 августа 2014 года N о регистрации Шульгиной ЕС кандидатом на должность Главы муниципального образования Еловский сельсовет Емельяновского района.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.