Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 05 августа 2014 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Яковлева А.Г.,,
Пестуновича В.И.,
при секретаре Давыдове А.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2014 года по заявлению лейтенанта Апатенко Алексея Андреевича о признании незаконным действий начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее ВИ ВВ МВД РФ), связанных с отказом в реализации прав лиц из числа детей-сирот.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И.пояснения представителя заявителя Лысункина В.К. в поддержание доводов апелляционной жалобы, представителя начальника ВИ ВВ МВД РФ, возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Апатенко А.А. после окончания в июне 2013 года ВИ ВВ МВД России, 16 октября 2013 года обратился к начальнику Института с заявлением, в котором, ссылаясь на ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил выплатить ему единовременное денежное пособие и денежную компенсацию для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, в чем ему 25 ноября 2013 года было отказано.
Считая свои права нарушенными, заявитель просил суд обязать начальника института выплатить указанную денежную компенсацию в размере 64126 рублей, единовременное денежное пособие в размере 500 рублей; а также взыскать денежную компенсацию причинённого морального вреда в размере 2000 рублей.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований Апатенко отказано.
При этом суд указал, что требуемые заявителем выплаты Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", другими нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение военной службы и обеспечение положенными видами довольствия, не предусмотрены, что подтверждается судебной практикой по аналогичным спорам.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель заявителя выражает несогласие с принятым решением и указывает, что оно постановлено с нарушением норм материального права.
По его мнению, отсутствие норм в ведомственных правовых актах системы МВД РФ в отношении лиц-курсантов внутренних войск из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для ограничения их прав, предусмотренных другими законами и отказа в удовлетворении требований заявителя.
Ссылаясь на положения п. 8 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", автор жалобы указывает, что условием для реализации указанных в этой норме гарантий является выпуск гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счёт средств федерального бюджета.
При этом реализация этих гарантий осуществляется за счет средств организаций, в которых они обучались.
Этим требованиям Апатенко полностью соответствовал и оснований для отказа в удовлетворении его требований не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд создал непреодолимое препятствие для получения Апатенко меры социальной поддержки.
Поскольку предоставление дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от получения ими выплат (стипендии или денежного довольствия курсантов-военнослужащих), ссылка суда на судебную практику, закрепленную в Определении Военной коллегией ВС РФ в от 10.10.2013 г. представитель заявителя считает беспредметной.
По его мнению, денежное и вещевое довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, а также иные полагающиеся военнослужащим дополнительные выплаты и льготы, имеют иную правовую природу и не тождественны денежным выплатам и нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников федеральных государственных образовательных учреждений.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене оспариваемого решения и принятии нового решения об удовлетворении требований Апатенко.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судом верно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, которым в решении дана надлежащая оценка.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Осуществление государством обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения тех категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. В Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В частности в п. 8 ст. 6 Закона предусмотрены дополнительные гарантии права на образование, такие как единовременное денежное пособие в размере не менее чем пятьсот рублей, и, по желанию выпускника образовательного учреждения, денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Вместе с тем денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, имеет иную правовую природу. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", другими нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение военной службы, не предусмотрены выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, стипендий вместо денежного довольствия, а равно не предусмотрены и выплаты, установленные п. 8 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Таким образом, суд первой инстанции, признавая законным отказ начальника военного института в предоставлении Апатенко дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к правильному выводу о том, что заявитель не имеет право на их получение. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии со ст.ст.1, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на получение социальных гарантий, по общему правилу, сохраняется за такими лицами до достижения ими возраста 23 лет. Согласно абз.2 п.3 ст. 6 указанного закона за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования только до окончания обучения по указанным образовательным программам. При этом денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования выплачивается исключительно по желанию выпускника из числа детей, оставшиеся без попечения родителей. Из материалов дела видно, что Апатенко, родившийся 14 декабря 1989 года, достиг возраста 23 лет в 2012 году, в период обучения и при выпуске из ВИ ВВ МВД РФ с заявлениями о выплате перечисленных выше компенсаций не обращался. Впервые с таким требованием он обратился только в октябре 2013 года, после окончания обучения, то есть тогда, когда утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как имел возраст более 23 лет и уже не являлся выпускником учебного заведения. При таких обстоятельствах, право на получение требуемых Апатенко гарантий, на момент обращения к начальнику института, он утратил. В связи с этим, доводы, приведённые представителем заявителя в апелляционной жалобе, основанием к отмене или изменению оспариваемого решения служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2014 года по заявлению лейтенанта Апатенко Алексея Андреевича о признании незаконным действий начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации", связанных с отказом в реализации прав лиц из числа детей-сирот, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.