Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 29 июля 2014 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Объектова Е.Л.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре Волкове В.В.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2014 года по заявлению ефрейтора Чернядьевой Марины Анатольевны об оспаривании действий командиров войсковых частей 97692 и 53035, связанных с выплатой дополнительного материального стимулирования за 2013 год,
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Чернядьева обратилась в суд с заявлением, в котором просила:
- признать незаконными действия командира войсковой части 97692 и приказ командира войсковой части 53035 N249 от 23.12.2013 г. в части выплаты ей в 2013 году материального поощрения по приказу МО РФ N1010 в заниженном размере 1000 рублей;
- обязать командиров войсковых частей 97692 и 53035 выплатить заявителю материальное поощрение за 2013 год в полном объеме;
- обязать командира войсковой части 97692 внести изменения в рапорт о дополнительном материальном стимулировании (ДМС) с увеличением в отношении заявителя размера оспариваемой выплаты.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований Чернядьевой отказано.
При этом суд указал, что порядок издания приказа о выплате заявителю ДМС за 2013 год командирами войсковых частей 97692 и 53035 был соблюден, размер ДМС определен командованием по результатам исполнения заявителем должностных обязанностей в 2013 году.
Поскольку в 2013 году заявитель в составе дежурного расчета несла службу только 3 раза, проверку знаний по предметам боевой подготовки не проходила, зачеты в установленное время не сдавала, отсутствовала на службе более 314 суток явного несоответствия между выплаченной заявителю суммой и установленными в суде результатами исполнения ею должностных обязанностей суд не усмотрел.
В апелляционной жалобе представитель заявителя выражает несогласие с принятым судебным постановлением и указывает, что при вынесении решения суд не учел, что Чернядьева М.А. в 2013г. не исполняла должностные обязанности в связи с болезнью и учебными отпусками.
Ссылаясь на нормы п.п. ж,з ч.1 ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", он отмечает, что нахождение военнослужащего в служебной командировке, на лечении, следование к месту лечения и обратно считается исполнением обязанностей военной службы.
Нахождение на учёбе также не является основанием для снижения размера дополнительных выплат по результатам работы за год, поскольку это вытекает из реализации гарантий для лиц, совмещающих работу с учёбой, предусмотренных законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Автор жалобы отмечает, что ни Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ни приказом МО РФ от 26.07.2010г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала ВС РФ" не установлена зависимость размеров дополнительных выплат от результатов службы военнослужащего за год.
Каких-либо снижений размеров дополнительных выплат в связи с нахождением военнослужащего на лечении, на учёбе, в командировке также не предусмотрено.
Кроме того, в жалобе указывается, что расчетная сумма для военнослужащих рядового и сержантского состава была определена в размере 50 000 руб.
Поскольку в октябре, ноябре, декабре 2013 г. заявитель получила премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 25%, в целях соблюдения принципа справедливости автор жалобы полагает правильным назначить заявителю дополнительные выплаты стимулирующего характера в размере 25% из суммы, выплачиваемой другим военнослужащим, состоящим в аналогичной должности и звании, то есть в сумме 12 500 руб.
Доводы заинтересованных лиц о том, что дополнительные выплаты производятся только военнослужащим, исполнявшим в течение 2013 г. свои должностные обязанности, представитель Чернядьевой считает противоречащими доказательствам по делу. При этом он ссылается на тот факт, что ряд военнослужащих, хотя и исполнявших должностные обязанности, были лишены дополнительных выплат ввиду наличия дисциплинарных взысканий или неудовлетворительных оценок по командирской или физической подготовке.
В заключение в жалобе содержится просьба об отмене решения гарнизонного военного суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований Чернядьевой.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судом верно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, которым в решении дана надлежащая оценка.
Ефрейтор Чернядьева проходила военную службу по контракту в войсковой части 97692. Приказом командира войсковой части 53035 от 9 сентября 2013 года N23 уволена в запас по состоянию здоровья.
Приказом командира войсковой части 53035 от 23 декабря 2013 года N249 Чернядьевой определено произвести дополнительную выплату в соответствии с приказом МО РФ N1010 в размере 1000 рублей.
Основанием для данного приказа послужило представление командира в/ч 97692, рапорт начальника узла связи и рапорт непосредственного командира Чернядьевой, который ходатайствовал о выплате заявителю 5% размера ДМС в связи неисполнением ею должностных обязанностей в полном объеме.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих ВС РФ и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 01 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Во исполнение этого предписания Министр обороны Российской Федерации издал приказ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с названным Порядком, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются по результатам службы в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации на соответствующий финансовый год, лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, основанием к производству этой выплаты, согласно приведенным выше требованиям Указа и Порядка, является наличие денежных средств, высвобождаемых за счет сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, а условием - оценка соответствующим командиром (начальником) результатов исполнения военнослужащими должностных обязанностей.
Следовательно, решение вопроса о выплате дополнительного материального стимулирования зависит от мотивированного усмотрения должностного лица.
Верно проанализировав приведенные нормы, Воркутинский гарнизонный военный суд обоснованно оставил без удовлетворения заявление Чернядьевой.
При этом суд исходил из того, что условием к выплате Чернядьевой названного стимулирования по итогам 2013 года послужила оценка ее непосредственным командиром результатов исполнения военнослужащей должностных обязанностей, выраженная в соответствующем рапорте. В этом рапорте должностное лицо ходатайствовало о выплате заявителю 5% установленного размера дополнительного материального стимулирования в связи с неисполнением ею должностных обязанностей в полном объеме.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, указанное стимулирование выплачивается военнослужащим не просто за исполнение обязанностей военной службы, к которым автор жалобы справедливо отнес время нахождения Чернядьевой на лечении, на учебе и в командировках, а за добросовестное исполнение именно должностных обязанностей.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в 2013 году Чернядьева многократно освобождалась от исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью, отсутствовала на службе в общей сложности 314 суток ввиду болезни и прохождения обучения, службу в составе дежурной смены несла только 3 раза за год, проверку по предметам командирской подготовки за зимний и летний периоды не проходила.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых действий командования.
Тезис автора жалобы о том, что законодательством РФ не предусмотрено снижений размеров дополнительных выплат в связи с нахождением военнослужащего на лечении, на учёбе, в командировке также не предусмотрено, является беспредметным, поскольку Чернядьевой размер стимулирования был установлен в размере 1000 рублей и не снижался.
Пунктом 7 Порядка определен единственный критерий, влияющий на размер дополнительного материального стимулирования, - результаты исполнения военнослужащим должностных обязанностей в период, за который оно производится.
При этом указанной нормой определен только максимальный объем выплаты, ограниченный пятикратным размером расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности военнослужащих. Что же касается минимального размера выплаты, то он нормативно не ограничен и от расчетной суммы не зависит.
Из содержания пунктов 3-5, 7-8 Порядка следует, что "расчетная сумма", определяется Министром обороны РФ исходя из экономии бюджетных денежных средств по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал, является основанием для исчисления объемов бюджетных средств, выделенных воинской части для материального стимулирования военнослужащих с учетом численности личного состава.
Таким образом, расчетная сумма используется в качестве исходной при определении максимального размера выплаты конкретным военнослужащим. Установление же размера самой выплаты непосредственно военнослужащим оставлено на усмотрение командира (начальника) воинской части.
Поскольку иных доводов к отмене оспариваемого решения в апелляционной жалобе не приведено, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2014 года по заявлению ефрейтора Чернядьевой Марины Анатольевны об оспаривании действий командиров войсковых частей 97692 и 53035, связанных с выплатой дополнительного материального стимулирования за 2013 год, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна.
Судья Ленинградского
окружного военного суда В.И. Пестунович
УСТАНОВИЛ:
Лебедева Ю.Н. обратилась в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила:
- признать незаконным приказ командира войсковой части 53035 от 25 декабря 2013 года N 251 в части ее исключения из списков личного состава войсковой части 97692 и обязать должностное лицо восстановить ее в этих списках с 30 декабря 2013 года;
- обязать командира войсковой части 97692 предоставить ей часть неиспользованного отпуска за 2013 год;
- признать незаконным приказ командира войсковой части 53035 от 20 сентября 2013 года N 188 об установлении ей с 09 апреля 2013 года надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20%;
- признать незаконными действия командиров войсковых частей 53035 и 97692, связанные с не установлением ей процентной надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 15% с 09 апреля 2013 года и возложить на командира войсковой части 53035 обязанность устранить допущенное нарушение;
- признать незаконными действия командира войсковой части 53035 (приказ N 249 от 23 декабря 2013 года) и командира войсковой части 97692, связанные с выплатой ей по итогам за 2013 год материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 в размере 1000 рублей;
- взыскать с войсковых частей 53035 и 97692 денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размерах по 25 000 рублей, всего 50000 рублей.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил частично. При этом, признал незаконным приказ командира войсковой части 53035 от 25 декабря 2013 года N 251 в части даты исключения заявителя из списков личного состава в связи с не предоставлением ему 5 суток основного отпуска и обязал данное должностное лицо перенести эту дату с 30 декабря 2013 года на 4 января 2014 года и обеспечить его за этот период всеми видами довольствия; восстановил право заявителя на получение в положенном объеме указанных надбавок к денежному довольствию; признал незаконными приказ командира войсковой части 53035 от 23 декабря 2013 года N 249 и действия командира войсковой части 97692 о выплате заявителю дополнительного материального стимулирования за 2013 год в размере 1000 рублей и обязал данных должностных лиц повторно рассмотреть вопрос о производстве ему данной выплаты; взыскал с филиала N 2 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Москве и Московской области" (далее - УФО) в пользу заявителя компенсацию причиненного морального вреда в размере 5000 рублей в связи с нарушением командованием его права на отдых, а в остальной части - оставил его без удовлетворения.
В апелляционных жалобах представители командиров войсковых частей 97692 и 53035 Ефимов И.Л. и Кузнецов А.А. выражают несогласие с решением суда в той части, которой на них возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о выплате Лебедевой Ю.Н. материального стимулирования, а также оспаривают обоснованность присуждения ей компенсации морального вреда, на основании чего просят судебное постановление в этой части отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и вынести новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Так, авторы жалобы, ссылаясь на пункт 7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года, указывают, что суду были предоставлены графики несения боевого дежурства войсковой части 97692, из которых видно, что в 2013 году Лебедева Ю.Н. заступала на боевое дежурство 15 раз, тогда как другие военнослужащие части заступали на него более 65 - 75 раз. Кроме того, заявитель за отчетный период не сдавал зачеты по профессионально - должностной (командирской) и физической подготовке. Исходя из этого, авторами жалоб сделан вывод о том, что Лебедева Ю.Н. не исполняла возложенные на нее должностные обязанности в полном объеме, а поэтому, полагают, не могла претендовать на получение дополнительного материального стимулирования в полном объеме наравне с другими военнослужащими.
Представители должностных лиц также считают необоснованным решение суда о возмещении заявителю компенсации морального вреда, поскольку полагают, что он не понес нравственных страданий от действий должностных лиц, не представил доказательств этому; кроме того, полагают, что судом должным образом не учтена степень вины командира войсковой части 53035, издавшего приказ от 25 декабря 2013 года N 251.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Военный прокурор Воркутинского гарнизона в своих письменных возражениях на апелляционные жалобы не соглашается с приведенными в них доводами и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, окружной военный суд не находит оснований для их удовлетворения.
Так, судом первой инстанции установлено, что расчетная сумма для выплаты дополнительного материального стимулирования за 2013 год в войсковом звене установлена в размере 80000 рублей для офицерского состава и 45000 рублей для других категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Приказом командира войсковой части 53035 от 23 декабря 2013 года N 249 Лебедевой Ю.Н. определено произвести дополнительную выплату в соответствии с Порядком в размере 1000 рублей. Основанием для данного приказа послужило представление командира войсковой части 97692 и рапорт начальника узла связи от 20 декабря 2013 года. Результаты исполнения заявителем должностных обязанностей в 2013 году и причины установления выплаты в размере 1000 рублей в этих документах не отражены.
Учитывая эти обстоятельства, а также то, что по службе заявитель характеризуется положительно, не имеет дисциплинарных взысканий, суд пришел к выводу о том, что обстоятельств, препятствующих выплате заявителю дополнительного материального стимулирования по делу применительно к пункту 11 Порядка не установлено, на основании чего сделал вывод о существенном нарушении процедуры издания приказа о выплате ему дополнительного материального стимулирования в размере 1000 рублей.
Между тем, поскольку предметом спора не являлись действия должностных лиц, связанные с лишением Лебедевой Ю.Н. указанной выплаты, которые, напротив, подтвердили это право, что прямо вытекает из оспариваемого приказа, оснований для применения по делу статьи 11 Порядка не имелось.
Тем не менее, вывод суда о существенном нарушении порядка принятия должностными лицами решения о премировании заявителя является правильным, однако ввиду недостаточной его мотивации окружной военный суд считает необходимым в соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ восполнить данный недостаток судебного постановления.
Так, согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ) Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального
бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 01 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Во исполнение Указа, Министр обороны Российской Федерации издал вышеназванный приказ от 26 июля 2010 года N 1010, в соответствии с которым дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются, в частности, по итогам года в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации на соответствующий финансовый год, лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, основанием к производству этой выплаты, согласно приведенным выше требованиям Указа и Порядка, является наличие денежных средств, высвобождаемых за счет сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, а условием - оценка соответствующим командиром (начальником) результатов исполнения военнослужащими должностных обязанностей.
Как указывалось выше, условием для издания приказа командира войсковой части 53035 от 23 декабря 2013 года N 249, касающегося обеспечения прав Лебедевой Ю.Н. на получение дополнительного материального стимулирования за 2013 год, послужили представление командира войсковой части 97692 и рапорт начальника узла связи от 20 декабря 2013 года, в которых не приведено причин необходимости существенного снижения ей данной выплаты (с 45000 рублей до 1000 рублей).
Действительно, в указанном Порядке обязанность мотивировать в приказе причины установления военнослужащему конкретного размера выплаты не имеется.
Однако начальник узла связи в своем рапорте от 20 декабря 2013 года не указал, по каким причинам он невысоко оценивает результаты служебной деятельности своей подчиненной за указанный период, если исходить из предложенного им размера премирования.
В свою очередь, Лебедева Ю.Н. в заявлении в суд акцентировала внимание на нарушение командованием ее конституционного права на вознаграждение за труд, указывая на необъективную оценку командованием ее служебной деятельности, фактически отстаивая свое право на получение дополнительного материального стимулирования в размере не менее 45 000 рублей, для чего по ее ходатайству судом первой инстанции были допрошены свидетели, один из которых, являющийся ее непосредственным начальником, дал высокую оценку исполнения ею должностных обязанностей за анализируемый период.
Согласно разъяснениям, имеющимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Постановление), оценка результатов служебной деятельности военнослужащего и установление конкретного размера материального стимулирования является исключительной компетенцией командиров, а поэтому суд не в праве оценивать целесообразность принятого в отношении заявителя решения. Переоценка этого решения означала бы вторжение в деятельность командования и выход за пределы судебного усмотрения, что недопустимо.
Тем не менее, поскольку в рапорте, представлении и приказе соответствующих должностных лиц не было дано никакой оценки служебной деятельности Лебедевой Ю.Н., суду необходимо проверить в судебном порядке, оценивалась ли эта деятельность командованием вообще. Для этого суд предложил заинтересованным лицам применительно к требованиям части 1 статьи 249 ГПК РФ представить соответствующие доказательства. Несмотря на это, таких доказательств в суд ими представлено не было, за исключением выписок из графика дежурств за 2013 год, которые не подтверждают доводы авторов апелляционных жалоб, что Лебедева Ю.Н. значительно меньше других военнослужащих привлекалась к несению боевого дежурства.
Не воспользовались должностные лица и своим процессуальным правом по заявлению ходатайства перед судом первой инстанции о допросе непосредственного начальника заявителя - начальника узла связи войсковой части 97692, которому указанным Порядком предписано давать первоначальную оценку служебной деятельности подчиненной в своем рапорте на имя командира части.
Таким образом, установлено, что командованием при принятии решения о производстве Лебедевой Ю.Н. выплаты дополнительного материального стимулирования за 2013 год не оценивалась ее служебная деятельность, т.е. заинтересованными лицами не были выполнены требования Порядка, что в данном случае является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого решения, влекущим за собой его отмену.
Поэтому, независимо от доводов апелляционных жалоб, следует считать по существу правильным решение суда первой инстанции о том, что действия командиров войсковых частей 53035 и 97692 по обеспечению прав заявителя на получение указанной премиальной выплаты не основаны на законе. Следовательно, решение суда о возложении на указанных должностных лиц обязанности повторно рассмотреть вопрос о премировании Лебедевой Ю.Н. не противоречит действующему законодательству.
Как ранее указывалось, суд признал незаконным приказ командира войсковой части 53035 от 25 декабря 2013 года N 251 в части даты исключения Лебедевой Ю.Н. из списков личного состава в связи с неполным предоставлением основного отпуска и обязал данное должностное лицо перенести эту дату с 30 декабря 2013 года на 4 января 2014 года. Также суд взыскал с филиала УФО в пользу заявителя компенсацию причиненного морального вреда в размере 5000 рублей в связи с нарушением его права на отдых.
Заинтересованные лица, не оспаривая решение суда в части их касающейся, тем не менее, считают, что оснований для возмещения заявителю морального вреда не имелось. Однако приведенные в обоснование этого доводы апелляционных жалоб не позволяют судебной коллегии с ним согласиться, поскольку между неправомерными действиями указанных должностных лиц и наступившими последствиями в виде нарушения прав Лебедевой Ю.Н. на отдых имеется прямая причинная связь.
В этой ситуации причинение заявителю нравственных страданий указанными действиями должностных лиц предполагалось. Доказыванию подлежал лишь размер причиненных Лебедевой Ю.Н. нравственных страданий. Определенный судом размер компенсации морального вреда соответствует характеру причиненных заявителю нравственных страданий фактическим обстоятельствам, при которых был определен моральный вред, а также индивидуальным особенностям заявителя.
Поэтому решение суда в этой части соответствует требованиям статей 151, 1099, 1100 и 1001 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного,
руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
Воркутинский гарнизонный военный суд в составе судьи Смирнова Ю.В., при секретаре Бакировой Ж.А., с участием заявителя Чернядьевой М.А., представителя командира войсковой части 97692 Ефимова И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ефрейтора Чернядьевой Марины Анатольевны об оспаривании действий командиров войсковых частей 97692 и 53035, связанных с выплатой дополнительного материального стимулирования за 2013 год,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.