Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 мая 2014 г. по делу N 33А-719
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием заявителя и его представителя ФИО13 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2014 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления Афанасьева Вячеслава Юрьевича об оспаривании действий начальника отделения по заселению (распределению) в Тверской области, г. Тверь федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник отделения) и федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт - Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия", связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Афанасьев проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ с августа 1986 года. Контракт о прохождении военной службы у заявителя истекает 29 июля 2014 года и он подлежит увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
В июле 2013 года Афанасьев обратился в отделение с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма с составом семьи 2 человека: он и его жена - ФИО14
Решением начальника отделения от 31 октября 2013 года N 69-25/0028, заявителю отказано в принятии совместно с супругой ФИО15 на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по мотиву предоставления Афанасьеву ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения для постоянного проживания, которое заявитель оставил бывшей жене и дочери.
Полагая свои права нарушенными, Афанасьев обратился в суд с заявлением, в котором, оспаривая упомянутое решение, просил обязать начальника отделения его отменить и принять заявителя и его супругу на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении его требований.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. 53, 54 ЖК РФ указывает, что имеются все основания для постановки его и его супруги на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Считает, что при разрешении спора суд пришел к несостоятельным выводам о том, что заявитель не являясь увольняемым с военной службы, не имеет права требовать предоставления жилья в иных населенных пунктах, и мог ставить вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении только по месту службы в г. Торжке.
Указывает, что довод суда об отсутствии препятствий к проживанию в квартире, принадлежащей ФИО16 по адресу: "адрес"- беспредметен, поскольку к вопросу спора это не относится.
Полагает, что гарнизонный военный суд ошибочно в своем решении сослался на требования п.п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, т.к требования вышеуказанных норм относятся к правоотношениям, связанным с заключением договора социального найма, а не к взаимоотношениям связанным с признанием заявителя нуждающимся в жилом помещении.
Считает, что вывод суда первой инстанции о том, что заявитель совершил действия по распоряжению ранее предоставленным жилим помещением несостоятелен, т.к. в соответствии со ст. 209 ГК РФ и ст. 40 Конституции Российской Федерации бывшая супруга и дочь заявителя реализовали их Конституционное право на жилище.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Право военнослужащего и членов его семьи на жилье закреплено и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ или органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что Афанасьев впервые поступил в добровольном порядке на военную службу в августе 1986 года и соответственно первый контракт о прохождении военной службы был заключен им до 1 января 1998 года. В настоящее время заявитель проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. Торжке Тверской области. Контракт у Афанасьева истекает 29 июля 2014 года в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
В августе 1995 года во время прохождения Афанасьевым военной службы по контракту в г. Торжке органами жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации заявителю на состав семьи из трех человек (он, его жена ФИО17 и дочь ФИО18 1991 года рождения) было предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира, общей площадью 46,8 кв.м, расположенная по адресу: "адрес"
В феврале 2007 года брак между Афанасьевым и его женой ФИО19 расторгнут. В 2008 году бывшая жена и дочь Афанасьева приватизировали квартиру по адресу: "адрес" в равных долях.
При этом гарнизонным военным судом было установлено, что еще до этого в июле 2008 года Афанасьев снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес" и зарегистрировался в общежитии войсковой части N по адресу: "адрес"
Учитывая приведенные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель в период прохождения военной службы был обеспечен жильем по установленным нормам.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с Постановлением Правительства N 1054 от 6 сентября 1998 года, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмены, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Исходя из правового смысла действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что гражданин обладает правом быть обеспеченным жилым помещением за счет государства единожды.
Более того, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не сдал его в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", даже по истечению срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
В связи с чем, судебная коллегия считает, что гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, о правомерности действий начальника отделения при принятии решения от 31 октября 2013 года N 69-25/0028 об отказе в постановке заявителя и его супруги на учет нуждающихся в жилом помещении.
При изложенных выше обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, заявитель не имеет оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении и принятия на соответствующий учет.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1, абз. 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2014 года по заявлению Афанасьева Вячеслава Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Лаврентьев В.В.
Секретарь судебного заседания Болотникова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.