Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 мая 2014 г. по делу N 33А-756
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Васильеве В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя ФИО9 на решение Тверского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2014 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления старшего прапорщика в отставке Крылова Александра Анатольевича об обжаловании решения начальника территориального отделения в Твярской области - г. Тверь ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник отделения) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Крылов проходил военную службу в войсковой части N в городе Вышнем Волочке. 8 июня 2010 года он исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
С 1990 года он с составом семьи четыре человека был признан нуждающимся в получении жилого помещения и в августе 2003 года ему выделили 3-х комнатную квартиру общей площадью 53,4 кв.м. в районе "Красного городка", после чего он был исключен из списка очередников на получение жилья. Однако в выдаче ордера на указанную квартиру заявителю было отказано.
28 ноября 2008 года жилищная комиссия войсковой части N на основании рапорта военнослужащего, поставила его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Решением жилищной комиссии от 8 апреля 2009 года Крылов А.А. и члены его семьи как обеспеченные жильем по норме по адресу: "адрес" исключены из списка очередников на получение жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Тверского гарнизонного военного суда от 14 июля 2009 года по спору между Крыловым и жилищной комиссией установлено, что решение комиссии (протокол N 58) от 8 апреля 2009 года в части исключения Крылова и членов его семьи из списков нуждающихся в жилом помещении признано законным.
22 августа 2013 года Крылов обратился к начальнику отделения с заявлением о включении его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения и информировании его в установленный законом срок о принятом решении.
Решением начальника отделения от 3 октября 2013 года N 69-25/0028/15 Крылову отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что предоставлены документы, не подтверждающие право заявителя состоять в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма, т.к. заявитель не является военнослужащим.
Полагая, что указанным решением нарушено его право на обеспечение жильем, Крылов просил военный суд:
- признать незаконным решение начальника отделения от 3 октября 2013 года N 69-25/0028/15 об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать начальника отделения отменить это решение и принять его и членов семьи на указанный учет;
- взыскать с отделения судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере N рублей и услуг представителя в размере N рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Крылова отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор указывает, что судом сделан неверный вывод о том, что члены семьи заявителя являются собственниками "адрес", поскольку обратное подтверждается справкой о проверке его жилищных условий.
Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ и ст. 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих" отмечает, что Департамент жилищного обеспечения МО РФ предназначен для обеспечения реализации права на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, при этом указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона РФ " О статусе военнослужащих " никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Как указано в ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащим и членам их семей государство гарантирует обеспечение жилыми помещениями или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Из п. 1 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 усматривается, что для признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладывают документы, подтверждающие право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая во внимание, что действующим законодательством на должностных лиц федеральных государственных органов возложена лишь обязанность по принятию на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, и контроль за обеспечением жильем граждан уволенных с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилья, а также учитывая, что заявитель с 8 июня 2010 года не является военнослужащим, и в период военной службы был правомерно снят с жилищного учета, обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2014 года по заявлению Крылова Александра Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания В.А. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.